С сентября прошлого года на предприятии АО «АрселорМиттал Темиртау» организована работа общественной приемной, куда с наболевшими проблемами могут обратиться семьи металлургов и шахтеров, погибших и пострадавших на производстве. Помощь в решении житейских проблем женам и детям, пережившим утрату мужа, отца и кормильца, здесь оказывает инженер по социальным вопросам общественной приемной Елена Степлякова.
О проблемах семей горняков и металлургов, погибших на производстве, Елена Степлякова знает не понаслышке. С большей частью из них она и сама столкнулась в сентябре 2006 года, когда после взрыва метана на шахте имени Ленина в списках погибших числился ее супруг Александр. Она оказалась сильной женщиной, которой хватило сил не только, пережив трагедию, поднять на ноги двух дочерей, но и организовать помощь тем, кто, как и она, остался один на один с трагедией.
В 2007 году Елена начала работать в профсоюзе угольщиков «Коргау» председателем комитета вдов погибших шахтеров. В то время комитет в основном занимался организацией досуга детей погибших шахтеров – экскурсии, различные поездки, подарки. А с 9 сентября 2009 года Елена трудится в АО «АрселорМиттал Темиртау» инженером по социальным вопросам в общественной приемной, открытой для помощи семьям погибших работников компании в Шахтинске.
– Ко мне обращаются с проблемами, которые возникают из-за потери кормильца или здоровья на предприятиях угольного департамента, – рассказывает Елена Степлякова. – Обратилось больше ста человек – это в основном родственники погибших шахтеров, их вдовы и дети. С 1996 по 2010 год, в том числе и по последнему случаю на шахте Кузембаева, рассмотрено больше 80-ти процентов заявлений и по всем приняты положительные решения. В основном обращаются по поводу оплаты за обучение детей, а также по вопросам трудоустройства детей или вдов. Были обращения с просьбами помочь с ремонтом квартир. По каждому из заявлений решение принимается индивидуально, здесь, в АО «АрселорМиттал Темиртау». Для этого проводится заседание комиссии, в работе которой принимают участие все директора структурных подразделений. В каких-то отдельных случаях заявление может быть удовлетворено частично, если нет возможности решить вопрос полностью.
В вопросах по оплате за обучение, в большинстве своем, ответ всегда положительный. По этому поводу 5 ноября 2009 года генеральным директором Франком Панниром был издан приказ № 364, согласно которому всем детям погибших работников компания оплачивает обучение очной и заочной формы. Если детям погибших в несчастном случае на производстве шахтеров приходится ездить в Караганду на учебу из городов-спутников, то им либо оплачивается проезд до места учебы в размере 15-ти МРП, либо съемное жилье в областном центре.
Проводится работа и с семьями шахтеров, погибших на шахтах до прихода компании «АрселорМиттал». В частности, было положительно рассмотрено заявление по поводу оплаты учебы в мединституте ребенка шахтера, погибшего в 1994 году в групповом несчастном случае на шахте Казахстанской. Есть единичный случай с шахты Молодежной, ныне закрытой. Отец двух девочек погиб на шахте, а потом в 2004 году их мама погибла в автокатастрофе, и они остались на попечении бабушки и дедушки. Девочки очень способные, старшая закончила вуз с красным дипломом, младшая сейчас обучается на переводчика по гранту. Таким образом, вопрос с оплатой за обучение не стоял. К нам обратился их дедушка – он попросил хоть чем-то поддержать семью, ведь старикам очень трудно одним поднимать двух внучек. Компания пошла навстречу, и оплачивает проезд младшей из сестер на обучение в Караганду — 15 МРП. А старшую сестру трудоустроили на ЦОФ «Восточная» бухгалтером. Кроме того, принято решение оплатить ремонт квартиры, оставшейся девочкам от родителей.
Отказов пока не было. Единственный случай не то, чтобы отказа со стороны компании – не было возможности трудоустроить юношу по специальности, которую он получил в вузе, такой попросту не оказалось в угольном департаменте. Парню предложили переобучиться и трудоустроиться на рабочую специальность, но он не захотел. В остальных случаях обращений отказов в трудоустройстве вдов и детей не было.
Это все, что касается семей угольного департамента, а из стального департамента к Е.Степляковой пока не обращались. Возможно, потому что общественная приемная находится далековато, в Шахтинске, и из Темиртау не каждый поедет. Либо просто не знают, что есть такая общественная приемная. Елена призывает через СМИ:
– Обращайтесь, если вопрос будет в моей компетенции, постараюсь вам помочь. Лучше предварительно связаться по телефону, так как мне самой приходится выезжать для решения всех вопросов, в том числе – на шахты, а это занимает время. Номер моего мобильного телефона – 8 702 403 4625, расскажу, когда приехать и как добраться. Сразу во время телефонного разговора предупреждаю, какие документы брать с собой, чтобы человеку не пришлось ездить по нескольку раз. И если по телефону договорились о встрече – я обязательно дождусь человека!
Объясняю заранее, что всегда с собой нужно привозить копии всех документов, подтверждающих, что обращающийся является родственником погибшего, то есть вдовой, ребенком. Свидетельство о браке, рождении, акт, подтверждающий, что это был несчастный случай на производстве, удостоверение личности – все эти документы нужно взять с собой, так как нужно подтверждение того, что человек является представителем той категории, с которой я работаю.
Приходят в нашу общественную приемную и пострадавшие, но я не во всех вопросах регрессников компетентна – у нас в Шахтинске есть общество инвалидов, которое занимается именно их проблемами. Я работаю конкретно с родственниками погибших. Если металлург погиб на производстве несколько лет назад, но его родственники все равно нуждаются в помощи – они также могут обратиться в общественную приемную.
Кроме вопросов помощи семьям погибших шахтеров или металлургов — другие какие-то рассматриваются?
– Еще со времени работы в комитете вдов погибших шахтеров мы продолжаем курировать организацию детских экскурсий, вручение подарков на Новый год – все дети погибших шахтеров, которые числятся в списках, их получают.
– А дети погибших металлургов могут на это рассчитывать?
– Если будет заявка, составлен список или к нам поступит заявление от родственников погибших металлургов – мы будем помогать их семьям, опекать. Особо хочу отметить – мы не просто единоразово помогаем – если ко мне поступило заявление, я потом регулярно созваниваюсь, узнаю, как дела, все ли проблемы разрешились, в чем еще нужна помощь. Звоните, если нужна помощь!
А.Исланова