Николай Сергеевич Мильчаков — электромонтер ТОО «Леспромтара». Но прежде чем заняться ремонтом электрооборудования, он овладел несколькими профессиями, притом, некоторые из них не совсем обычные. Его профессии связаны и с морем, и с нефтью, и с токарным станком, и с изобразительным искусством. Недаром говорят, что талантливый человек талантлив во всем. |
Сначала Николай Мильчаков работал токарем. Вернувшись из армии, устроился электромехаником в узел связи, потом два года работал машинистом турбин на ТЭЦ ПВС. С этой должности ушел для того, чтобы исполнить мечту, которая появилась у него еще в армии – ходить в море. В газете прочитал объявление о наборе матросов на суда загранплавания, и написал письмо по указанному адресу в город Мурманск. Вскоре пришел ответ, а через месяц Николай Сергеевич уже плыл на корабле. В море он проработал почти 7 лет, с 1977 по 1985 год. Сначала был матросом, потом отучился на шеф-повара-пекаря и пять лет кормил команды на разных рыболовных судах. Ловили рыбу, в основном, в Тихом океане и в северных морях, прошли всю Атлантику вдоль и поперек, доходили до 25-27 градусов южной широты – туда, где много льдов. В общем, есть что вспомнить.
— Николай Сергеевич, за какой рыбой ходили?
— За треской, морским окунем, палтусом, мойвой – сейчас она обмельчала, раньше была крупнее. Бывает, выйдешь на палубу – а все море в огнях. Все вышли за мойвой. Как она еще осталась? А это же кормовая база для всей крупной рыбы, тех же трески и окуня.
— Трудно по несколько месяцев быть вдали от суши?
— Нервы иногда были на пределе. Кругом только небо, вода, одни и те же лица. И работа тяжелая, без выходных, и делать ее нужно быстро. На больших трейлерах целые фабрики по разделке рыбы, чистят ее матросы, сменяются днем через четыре часа, ночью через шесть. На маленьком трейлере столы-рыбоделы стояли на палубе. Выйдешь на вахту – руки нож не держат. Зажмешь его, и так четыре часа чистишь.
— Аварии на судне случались?
— У берегов Канады в Атлантике. Там машина заглохла, был сильный шторм, нас несло, до берега оставалось несколько миль, а судно неуправляемое. Мотористы тогда трое суток без перерыва делали ремонт. Еще немного, и нас выбросило бы на камни, а вода холодная, и глубина большая. В этом месте как раз «Титаник» затонул. Наш впередсмотрящий тогда постоянно дежурил, чтобы судно не столкнулось со льдами.
— Расскажите о работе кока.
— Когда я пошел в рейс шеф-поваром, пароход был небольшой – экипаж состоял из 30 человек. Перед отходом я с ними поговорил. Меня спросили, как я готовлю, ответил, что нормально. Похвалился, что 10 дней ни разу не повторюсь, буду готовить все новые блюда. Ушли в море, пришлось выполнять обещания. Достал свои «талмуды», составил меню. Но я же там был один, а работы много: на обед – первое, второе, плюс компот, хлеб испечь надо. В выходные – булочки, если у кого-то день рождения, нужен торт. В общем, месяц я почти не спал. Потом втянулся, составил себе график, все пошло нормально.
— Помощников у Вас не было?
— Был матрос, помогал чистить картошку, морковку, все остальное – сам.
— А готовили в основном рыбу?
— Почему-то все думают, что экипаж рыболовного судна питается одной рыбой. Рыба у нас была только в полдники, и ночью, когда сменялась вахта. С питанием на судах было лучше, чем на суше в то время. В магазинах толком ничего не было, а на морских базах было все. Мы брали с собой запас продуктов, и в портах нам разрешали закупать.
— В советское время был «железный занавес». Благодаря своей работе Вы смогли побывать за рубежом. А в каких странах?
— В США нас не пускали. А так был в Канаде, Панаме, Перу, Англии, Польше, Норвегии, в Африке. По одному, конечно, не бегали. Собирались группами по 5 человек, и ходили, смотрели. Если время позволяло, могли и второй день ходить. Отдохнем три дня – и опять в море.
— А какое больше всего запомнилось?
— Баренцево море. Это как яма помойная: чего там только нет. Оно мелководное, 200-400 метров глубиной, так там со дна и торпеды доставали, и сети какие-то, и даже мешки с мукой. А сколько там стекла, банок – все ведь за борт выбрасывали. Сотни, тысячи судов все бросали за борт. Сейчас обращают внимание на экологию. В последнее время тем судам, у которых нет печей для сжигания мусора, в иностранные порты даже заходить не разрешают. А раньше было по-другому.
— Почему решили оставить море?
— Я, может, и на пенсию из моряков бы ушел, но мать заболела. Как уйду в море на полгода – она не спит, переживает.
— Когда приехали в Темиртау, кем работали?
— Устроился в подрядную организацию «Коксохимремонт». Потом начались 90-е, мы решили открыть художественный кооператив.
— А Вы рисуете?
— Сейчас некогда, краски лежат в гараже, но будет время – обязательно займусь. Я окончил Заочный народный университет искусств в Москве. Это образование не приравнивается к высшему. Можно вести художественный кружок, преподавать изобразительное искусство в начальной школе.
— Что стало с кооперативом?
— Когда я был председателем, приходилось искать заказы – бывало, накатывал по 600 километров в день на своей машине. В общем, надоело мне, и я уехал на вахту, на нефтеперекачивающую станцию. Женился поздновато, и, когда родился ребенок, захотелось быть поближе к дому. В июле 1992 года устроился электромонтером в лесотарный цех, потом он стал «Леспромтарой», а я так и работаю.
— Расскажите о своей работе.
— Ремонтирую все оборудование, произвожу текущие ремонты, обслуживание, привожу в порядок освещение. Коллектив электриков у нас небольшой – всего 5 человек, но очень хороший. И график нормальный.
— Как проводите свободное время? Картины дома есть?
— Есть, но не так много. Пишу по настроению. Раньше писал иконы – они есть во многих местах, в Германии, в России, и в Темиртау тоже. У меня был брат художник, вместе с ним мы оформляли церковь в 3 микрорайоне, там много его работ. В свободное время помогаю людям что-нибудь ремонтировать по дому – звонят, просят. Есть трое внуков, дочка, сын со снохой и детьми у меня в квартире живут, так что не скучно.
— Дома готовите?
— Почти всегда, когда нужно приготовить что-то вкусное, просят меня. Сноха с дочерью говорят, что у меня вкуснее получается. Когда за границей на нашем судне принимали гостей — то врачей, то таможенников, мне говорили: «Коля, что-нибудь вкусненькое». И сейчас дома — то же самое.
1 сентября ТОО «Леспромтара» отмечает третий День рождения. По этому случаю Николай Сергеевич обратился к своим коллегам и руководству компании с поздравлениями, пожелал удачи и процветания предприятию, счастья, здоровья, благополучия в семьях и всегда успешной работы!
Кира Щербакова