15 июля профсоюзом «Жактау» направлено письмо в Министерство здравоохранения и соцразвития, Министерство по инвестициям и развитию РК, в ОО «Отраслевой горно-металлургический профсоюз «Казпрофметалл». В этом номере газеты мы публикуем текст письма профсоюза и ответ на него министерства. |
Письмо составлено на основании данных, предоставленных председателями профкомов подразделений комбината. Приводим текст письма: «ОО «Профсоюз Металлургов «Жактау» АО «АрселорМиттал Темиртау» вновь обращается к вам в связи с несогласием и непринятием политики компании в вопросах численности персонала, ее оптимизации. Эта политика не имеет научного или иного обоснования, проводится без учета условий труда, состояния основного оборудования и механизмов, их физического износа.
С 1996 года по июнь 2016г. численность персонала стального департамента АО «АрселорМиттал Темиртау» (далее АО «АМТ») сократилась с 31 014 чел. до 12 529 чел. (- 1 8 485чел.) или на 59,5%.
За последние три года наблюдается рост производства и отгрузки продукции на 40%, а численность персонала уменьшилась на 2 400 чел.
За 5 месяцев 2016 года производство продукции по сравнению с аналогичным периодом 2013 года возросло по агломерату скиповому на 37%, коксу — 28%, чугуну — 45%, стали — 35%, горячему прокату — 38%, холодному прокату — 62%, оцинкованному прокату — 15%. Рост отгрузки продукции составил 43%.
В то же время численность рабочих снизилась в аглопроизводстве на 21%, коксохимпроизводстве — 12%, в доменном цехе — 30%, конвертерном цехе — 19%, цехах отдела главного энергетика на 6%.
В 2012-2013 годах в АО «АМТ» при участии профсоюза были разработаны и утверждены нормативы численности технологического персонала основных и вспомогательных подразделений (17 нормативов). Однако по остальным подразделениям такие нормативы отсутствуют из-за нежелания руководства АО «АМТ» их разрабатывать.
Правление АО «АМТ» для снижения численности персонала активно применяет разработанную им схему добровольного увольнения за вознаграждение (СДУ), сокращает вакантные рабочие места и должности, образовавшиеся вследствие естественной убыли (увольнение, смерть, переезд и т.д.). При этом фактическая численность принимается в качестве нормативной, с чем профсоюз категорически не согласен.
Разработанные и утвержденные в 2013 году нормативы численности не соблюдались и в настоящее время они не применяются. В то же время, практически во всех структурных подразделениях АО «АМТ» имеется недоштат технологического и ремонтного персонала.
Коксохимическое производство (КХП)
По нормативам численности 2013г. технологов КХП должно быть 500 человек. На 01.07.2016г. численность технологов составляет всего 411 человек, недоштат 89 человек. Даже с учетом персонала, работающего по аутстаффингу (заемный труд), недоштат технологов 60 человек.
В цехе химулавливания недоштат технологов 8 человек, в связи с чем нет подмены по причине отпуска, болезни.
Доменный цех
Численность персонала по нормативу должна составлять 479 чел., на 01.07.2016г. фактическая численность составляет 272 человека. Принимая во внимание работающих по аутстаффингу (62 человека), недоштат составляет 145 человек.
В настоящее время доменная печь № 4 находится на капитальном ремонте, после окончания которого неизвестно, кто будет работать на этом объекте.
Аглопроизводство (АГП)
Численность технологического персонала АГП по нормативам 2013 года должна составлять 475 человек. На 01.07.2016 года фактическая численность технологов составляет 323 человека, по аутстаффингу работает 40 чел. Недоштат квалифицированных машинистов вагоноопрокидывателей, агломератчиков, операторов, которых не могут заменить аутстафферы и подрядчики, которые задействованы на низкоквалифицированных работах.
Конвертерный цех
Численность технологов цеха по нормативам 2013 года должна составлять 578 человек. На 01.07.2016г. численность рабочих 494 человека, по аутстаффингу принято 19 человек. Недоштат составляет 65 человек, в то же время производство возросло на 35%. Недоштат машинистов кранов, технологов на машинах непрерывного литья заготовок (МНЛЗ) и др. Отсутствует подмена по причине отпусков, болезни.
Прокатное производство
Согласно нормативов численность технологов прокатных цехов (ЛПЦ- 1, ЛПЦ-2, ЛПЦ-3, ЦГЦА, СПЦ) должна составлять 1 868 человек. За три года численность персонала этих цехов снизилась в связи с передачей в аутсорсинг работ по упаковке и отгрузке проката, выводом ремонтного персонала. Однако необходимую численность на 2015 — 2016 годы никто не просчитывал.
На 01.07.2016г. фактическая численность рабочих прокатных цехов составила 1 661 человек, по аутстаффингу принято 29 человек. В цехах имеется недоштат машинистов кранов, операторов пультов управления, вальцовщиков, резчиков холодного металла, клеймовщиков, отсутствует персонал на подмену. (В качестве примера было приложено обращение аппаратчиков сточных вод корпуса сжигания маслоотходов ЛПЦ-3).
Отдел главного энергетика (ОГЭ)
В ОГЭ не хватает машинистов насосных и компрессорных установок, аппаратчиков и др.
В цехе водоснабжения численность технологов должна быть 92 чел., фактическая численность 86 чел., (в т.ч. 3 аутстаффера); в цехе гидротехнических сооружений 41 чел., фактически 38 чел. (7 аутстафферов); в паросиловом цехе 54 чел., фактически 47 чел. (в т.ч. 7 аутстафферов); в газовом цехе 64 чел., фактически 52 чел. (в т.ч. 13 чел. аутстафферов).
Нормативная численность рабочих ТЭЦ-2 и ТЭЦ-ПВС — 736 и 642 человека соответственно (с подрядчиками).
Фактическая численность этих подразделений на 01.07.2016г. составляет 291 и 245 чел., по аутстаффингу работают 13 и 10 чел., подрядчиков 209 и 330 чел. Даже с учетом этой численности недоштат по ТЭЦ-2 составляет 224 чел., по ТЭЦ-ПВС — 57 чел.
В управлении железнодорожного и автомобильного транспорта (УЖДТ и УАТ) нормативы численности не разработаны и не утверждены. Численность персонала этих управлений ежегодно снижается. Так, в 2015г. численность персонала УЖДТ снизилась на 59 человек, за 5 месяцев 2016г. — на 17 чел., персонала УАТ на 78 и 21 человек соответственно.
Недоштат персонала вынуждает руководителей управлений привлекать работников к работе в выходные и праздничные дни. В 2015г. по УАТ в выходные и праздничные дни отработано 12 060 чел/часов, за 5 мес.2016 года 9 620 чел/час.
В центральной лаборатории метрологии (ЦЛМ) с учетом ремонтного и дежурного персонала, объемов работ, должно работать 237 чел. На 01.07.2016года фактическая численность работающих составляет 183 человека, недоштат 54 человека. За 2015 год по ЦЛМ уволено 19 человек, за 5 месяцев 2016г. — 8 человек.
Приказом № 1036 от 28.12.2015 года министра здравоохранения и социального развития РК утверждены Правила разработки, утверждения, замены и пересмотра норм труда работодателем.
Этими правилами определен порядок разработки и утверждения, замены и пересмотра норм труда, которые в организациях являются основанием для расчета нормативной численности персонала, норм затрат труда.
С учетом изложенного, ОО «Профсоюз Металлургов «Жактау» АО «АМТ» предлагает:
— обязать руководство АО «АМТ» с участием профсоюза незамедлительно приступить к разработке и утверждению норм труда для структурных подразделений, где они отсутствуют;
— обязать руководство АО «АМТ» с участием профсоюза приступить к пересмотру и замене норм труда, ранее утвержденных и, по которым истекли сроки их действия;
— обязать руководство АО «АМТ» заключить с профсоюзом и органами исполнительной власти меморандум, предусматривающий введение моратория на сокращение численности персонала и недоштата до разработки, утверждения, замены и пересмотра норм труда.
Надеемся на вашу поддержку и реальную помощь в рассмотрении обращения и наших предложений».
В ответе Минсоцздрава за подписью первого вице-министра Альберта Рау указано следующее:
«Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан (далее — Министерство), рассмотрев вышеуказанное письмо ОО «Профсоюз Металлургов «Жактау» касательно сокращения численности персонала АО «АрселорМиттал Темиртау» (далее — АМТ), поддерживает предложение о привлечении АМТ с участием профсоюза к: разработке и утверждению норм труда для структурных подразделений, где они отсутствуют; пересмотру норм труда с истекшим сроком действия; заключению трехстороннего меморандума (совместно с акиматом), предусматривающего введение моратория на сокращение штатной численности персонала до утверждения норм труда».
Соб. информ.