У сотрудников комбината возникают вопросы относительно договора по предоставлению медицинской помощи, который был распространен здравпунктами комбината, — насколько законны его требования? Вправе ли человек отказаться от подписания? Будут ли обслуживать в поликлинике в случае отказа? На эти вопросы ответили руководитель Управления по медицинским вопросам АО «АМТ» Александр Окунев и заведующая промышленным отделением поликлиники №1 Людмила Мельникова. |
Как стало ясно из ответа, в настоящее время договоры с пациентами заключают все поликлиники. Делается это на основании приказа Министра здравоохранения и соцразвития РК от 29 мая 2015 года № 418 «Об утверждении типового договора по предоставлению медицинской помощи в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, заключаемого между пациентом и медицинской организацией».
К каждому договору крепится информационное добровольное согласие на обследование и лечение. Его название говорит само за себя: подписывая этот документ, пациент дает согласие на применяемые в поликлинике методы лечения, медицинские манипуляции, обследования, исследования, введение лекарственных веществ и вакцин, а также выражает согласие с тем, что его будут лечить врачи данной поликлиники.
Согласно договору, лечащий врач должен в доступной для пациента форме рассказать о состоянии его здоровья, диагнозах и прогнозах, о том, какое он будет получать лечение, о возможных последствиях в случае отказа от терапии или обследования. Врач должен объяснить, для чего у пациента берут кровь или биологические жидкости, результаты проведенных анализов и обследований, какие могут возникнуть осложнения при различных манипуляциях.
В договоре есть пункт о непреднамеренном вреде здоровью. Это значит, что заведомо пациенту вредить никто не хочет, но бывают аллергические реакции или ошибки, не намеренно допущенные медперсоналом. В таких случаях поликлиника за них ответственности не несет. Все это тоже должно быть разъяснено пациенту. Также в договоре говорится об обеспечении бесплатными лекарствами и гарантированном объеме бесплатной медицинской помощи: пациенту должны рассказать, какие препараты ему положены, какие услуги оказываются бесплатно, а какие за плату. Как и любой другой, данный договор включает в себя права и обязанности сторон. Например, у пациента есть право на выбор медицинской организации и доктора. То есть, если он не хочет идти к какому-то конкретному врачу, его никто не заставит.
Многих настораживает пункт, касающийся личных данных.
— Ни для кого не секрет, что поликлиники имеют картотеку или журналы, электронные носители, где указана вся информация о пациентах: их домашние адреса, телефоны, болезни. Договор подразумевает, что этими данными будут пользоваться только в пределах компетенции поликлиники, не будут использовать их для каких-то других целей и манипулировать ими, — сказал Александр Окунев.
Подписывать договор или нет – личное дело каждого. Заставить здесь никто никого не может. В случае отказа от подписания пациента будут принимать и обслуживать, но на каждый вид обследования и исследования будет заключен отдельный договор. В экстренных случаях, когда счет идет на минуты, наличие или отсутствие договора никакой роли не играют.
По словам начальника УМВ, договоры не должны были распространять на предприятии, это должно было происходить в стенах самой поликлиники: человек пришел на прием, ему выдали договор, все разъяснили, он подписал или не подписал. Александр Окунев отметил, что информационное добровольное согласие на обследование и лечение уже много лет используется в стоматологии комбината: оно вклеивается в карточку пациента при первом посещении.
Кира Щербакова