В связи с постоянными жалобами работников комбината на прохождение профосмотра в поликлинике №1 профкомом «Жактау» направлено письмо в Управление по медицинским вопросам (УМВ) АО «АМТ» с просьбой прокомментировать поступающие обращения. В сегодняшнем номере «Магнитки плюс» мы публикуем интервью с руководителем управления Александром Окуневым, которое было записано после направленного в УМВ письма профсоюза. |
В запросе «Жактау», в частности, указано на то, что «из-за недостатка информации о причинах возникновения очередей в поликлинике, сбоях в обеспечении медиков инструментом у работников комбината возникают различные предположения, в т.ч. о том, что для проведения профосмотров просто не хватает врачей, и это напрямую зависит от того, какие суммы выплачивает АО «АМТ» за профосмотр».
В связи с этим профсоюзом запрошена информация о том, какие услуги, в каком объеме оплачивает АО «АМТ», какое количество врачей предусмотрено договором, есть ли необходимость в привлечении большего числа медиков? Оговаривается ли обеспечение поликлиники медицинским инструментом, оборудованием за счет компании и есть ли льготы по оплате коммунальных услуг?
— Александр Юрьевич, если говорить о профилактическом осмотре — где, в основном, скапливаются очереди – у кабинетов узких специалистов или терапевтов, дающих заключение?
— Основные жалобы поступают на очереди к терапевтам. Ведь как проходит профосмотр? Работники берут направление в здравпункте, приходят в поликлинику, проходят смотровые кабинеты, сдают анализы. Потом можно сделать ЭКГ, пройти по узким специалистам. И если, к примеру, у лора очередь, а рядом у окулиста – никого, можно пройти осмотр у него. У гинекологов, конечно, очереди есть, потому что на осмотр нужно больше времени.
К цеховому врачу человек приходит уже с готовыми бумагами – заключениями узких специалистов, результатами анализов, ЭКГ. Цеховой терапевт все это посматривает и дает допуск или недопуск к работе – если, например, врачу не понравились кардиограмма, давление, сахар, и человеку надо дообследоваться.
— То есть, посещение терапевта в идеале занимает немного времени?
— По нормам терапевт должен принимать шесть человек в час, по 10 минут на каждого. Тогда он все успевает, и проблем с очередями нет. Но эта норма – в среднем 24 человека в день (на 4 часа приема) не выдерживается, и отсюда все проблемы.
По договору между поликлиникой № 1 и работодателем ответственность за организацию и проведение профосмотра лежит на работодателе, то есть руководителях подразделений. В конце года, обычно в октябре, формируются группы работников на проведение профосмотра, указывается их количество и обязательно ежедневное число людей, которые должны проходить профосмотр. Начальник цеха все это визирует. Но из года в год повторяется одна и та же картина: в первые дни января на осмотр идут работники КХП (они неоднократно обращались с просьбой перенести профосмотр на более позднее время, но в этом случае работники какое-то время будут работать без обследований, а по закону это — отстранение от работы) и посещаемость очень плохая. Потом приходится нагонять. Первоначально вместо 25 человек в день приходят 2 — 3 или ни одного. Затем людей становится все больше, но они не успевают уложиться в сроки, и, когда подходит очередь аглопроизводства, коксохимики продолжают приходить вместе с ними. В итоге получается столпотворение.
Очереди были и будут из-за того, что, во-первых, не соблюдается указанная норма, и, во-вторых, потому что врачи стали более детально и серьезно подходить к профосмотрам. Вы знаете, что средний возраст работников комбината — 45-47 лет, это тот возраст, когда начинают вылезать различные «болячки». Известно и то, что люди работают в опасных, вредных и особо вредных условиях.
Я понимаю, что начальники цехов не могут постоянно контролировать этот вопрос, поэтому принято решение о том, что фельдшеры еженедельно будут подавать сведения о прохождении профосмотра, чтобы руководители знали, какая ситуация складывается.
У меня есть данные нашей поликлиники: за шесть месяцев года было 25100 обращений, из них по поводу заболеваний – 13909, профосмотром охвачено 6 234 человека, что составляет 48,6% (от числа всех работников, подлежащих профосмотру за год).
— А что по поводу медицинских инструментов? Работницы комбината жалуются на то, что его не хватает, к примеру, в кабинетах гинекологов.
— Такие жалобы были, хотя и не всегда обоснованные. Сейчас все замечания устранены, одноразовый инструментарий присутствует, и проблем быть не должно.
Если говорить о договоре, в нем нет условия обеспечивать поликлинику медоборудованием и инструментарием, она должна брать это на себя. Но АО «АМТ» оплачивает определенную часть коммунальных услуг, в размере 4 млн тенге, плюс к этому больше 10 млн тенге в год должно выделяться на обеспечение бланочной продукцией, канцелярией, расходными материалами (гель для УЗИ, бумага для кардиографа, химреактивы для лаборатории). Администрация компании все это выполняет.
— Что сказано в договоре о количестве врачей, задействованных на профосмотре?
— Согласно договору поликлиника оказывает услуги по проведению профосмотров, оказанию квалифицированной и специализированной врачебной помощи – наши работники лечатся бесплатно. При проведении профосмотров оговаривается тот объем медицинских исследований, который необходим – согласно приказу.
Мы берем на себя и обучение наших специалистов. Обучаем фельдшеров здравпунктов, которые имеют специализацию по оказанию первой неотложной помощи. В 2014-2015 годах обучили всех врачей: и цеховых терапевтов, и узких специалистов. Чтобы максимально приблизить медслужбу к производственным площадкам, были созданы физиокабинеты. Фельдшеры, которые там работают, имеют сертификаты по физиопроцедурам и предсменному обследованию. Опять-таки все фельдшеры, которые проводят СМС-тестирование, обучены, имеют сертификаты. Такое обучение согласно законодательству проводится раз в пять лет.
— Был вопрос и о привлечении дополнительных медработников к профосмотру.
— Не думаю, что это необходимо, поликлиника со своей задачей справляется. Наше управление никогда не отказывается от обсуждений, совместного принятия решений, чтобы улучшить обслуживание наших работников. Я считаю, что если бы сохранялся ежедневный, еженедельный список количества лиц, направляемых на профосмотры, и администрация цехов этот процесс контролировала, очередей практически не было.
— То есть, на сегодня медиков достаточно? Приведите, пожалуйста, цифры, чтобы стало понятно, сколько людей может принять врач за один день?
— По договору у нас девять цеховых врачей-терапевтов. В наличии 7,5 ставок. Но и коллектив предприятия уменьшился на достаточно весомую цифру. И такого числа медиков вполне достаточно, чтобы охватить профосмотром всех работников. У меня есть данные о профосмотре, проводимом врачом Куртенковой. К примеру, по ЛПЦ-1 профосмотр проходил с 25 апреля по 7 июня, и поскольку администрация контролировала весь процесс, то на 10 июня у них 100% прохождение профосмотра. По другим цехам я этого сказать не могу.
Например, ОТК и ЦЗЛ – профосмотр — с 16 мая по 24 июня, но на 15 июля профосмотр не прошли 75 человек, это 20% от общей численности. Эти 75 человек по закону должны быть отстранены от работы. ЦЛМ – на сегодня охват 85,9%, а профосмотр у них закончился первого июля.
Если взять общую цифру, доктор Куртенкова должна была осмотреть 1681 человека с 25 апреля по 15 июля, на сегодня у нее охват 82%, то есть 325 человек профосмотр не прошли.
Смотрим данные по работе доктора Вдовиной: конвертерный цех — охват – 575 человек, 66 профосмотр не прошли, ремонтная служба конвертерного цеха – 115 человек, 74 не прошли. ТЭЦ ПВС — с 30 мая по 8 июля охват 84,5%, не прошло 48 человек. В итоге к этому доктору с 18 апреля по 8 июля не пришли 320 человек. Сейчас всех, не прошедших профосмотр, будут гнать в поликлинику, но там есть работники других цехов, поэтому опять начнется столпотворение и ругань.
Расчет средней нагрузки:
Доктор Куртенкова – с 25 апреля по 15 июля должны пройти 1681 человек, в среднем 28-29 человек в день или 8 минут на каждого.
Доктор Вдовина – с 18 апреля по 8 июля должны пройти 1852 человека, в среднем 30-31 человек в день или около 8 минут на каждого.
При пиковых нагрузках, когда приходит по 43 и даже 53 человека в день, на каждого приходится по 4–5 минут.
— Но если бы врачей было больше, в любом случае работать стало легче. Идеала – шесть человек в час по этим цифрам все равно не получается.
— Не забывайте, у каждого врача есть медсестра, и она помогает доктору. Больше времени врач уделяет тому человеку, который его насторожил. Можно сделать и 9 докторов, но еще раз повторю, что количество работников комбината уменьшилось. Зачем держать 9 специалистов? Лучше кого-то из них я обучу на кардиолога, эндокринолога, по тем специальностям, которые нам нужны. А терапевты при соблюдении численности 24 — 25 человек в день в принципе со своей нагрузкой справляются. Конечно, это не сравнимо с тем, когда идет 40 – 50 человек в день. Врач начинает нервничать, не может никуда выйти из кабинета… Но ведь она человек, а не машина. Я считаю, должно быть четкое взаимодействие – между руководством цехов, цеховой службой, нашим управлением. И профком пусть подключается, а то в последнее время он «вытягивает» только один негатив.
Почему работников направляют на дополнительные обследования за деньги? Как пояснил Александр Окунев, согласно договору, есть перечень необходимых обследований работников при профосмотре, и они проводятся бесплатно. Но бывает, что у доктора возникают сомнения по поводу состояния, к примеру, сердечно-сосудистой системы работника, а те обследования, которые есть в договоре, не в полной мере отражают всю картину, поэтому появляется необходимость направления на дополнительные обследования. — Доктор не может взять на себя ответственность и допустить к работе без них. Вы сами видите, что условия труда тяжелые, присутствует и внезапная смерть, и от этого мы никуда не уйдем. Соответственно, доктора направляют, и я считаю, что это необходимо. Конечно, это подразумевает какие-то затраты, но у людей, которые потратили деньги на дорогостоящее лечение, обследования, через профком, через фонд начальников цехов есть возможность эти деньги вернуть. Комиссия (по оказанию материальной помощи) собирается ежемесячно — профком, администрация, бухгалтерия, наше управление — у директора по соцвопросам г-на Рыспекова. Мы все обсуждаем, приходим к общему знаменателю и, как правило, заявления работников подписывают. По своей линии сильно помогает профком, компенсирует большие суммы. Людям надо обращаться, если речь идет о десятках и сотнях тысяч тенге. |
Наталья Прончатова