15 июня «круглый стол» прошел в одном из самых отдаленных подразделений комбината – ТЭЦ-2. Сотрудники станции жаловались на нехватку людей, финансирования, запчастей и инструментов. Ясно одно: так, как сейчас, долго продолжаться не может. |
«Круглый стол» начался с отчета о том, что было сделано и планируется сделать для обеспечения безопасности работников. После несчастного случая в доменном цехе (падение с высоты) на ТЭЦ-2 были проведены целевые проверки состояния обслуживающих площадок, одна передвижная стационарная площадка заменена, еще несколько будут отремонтированы. Также планируется привести в порядок пешеходную дорогу и пешеходный переход. На эти нужды выделено 8 млн 500 тысяч тенге. Идет поиск подрядных организаций, но пока он не увенчался успехом: из-за сокращения объема работ и финансирования на этапе составления смет двое претендентов отказались от выполнения заказов.
Решаются проблемы нестабильного освещения и повышенной запыленности. На 2016 год запланирован ремонт санузлов, мужской и женской душевых, крыш зданий АБК и ЗУ, крыш фекальных и ливневых насосных станций.
О заболеваемости рассказал начальник Управления по медицинским вопросам АО «АрселорМиттал Темиртау» Александр Окунев. Так, в мае показатель общей заболеваемости на ТЭЦ-2 составил 3,88, за аналогичный период прошлого года – 4, 99. Профессиональных заболеваний в цехе не выявлено. Александр Окунев отметил, что с начала этого года на ТЭЦ-2 не было проведено ни одного заседания врачебно-инженерной бригады, несмотря на то, что некоторые работники подразделения имеют по 6-7 больничных листов в год, и эту проблему необходимо решать.
Начальник отдела труда и заработной платы УТиЗ Светлана Андрейчук озвучила данные о зарплате и численности персонала. На ТЭЦ-2 трудятся 359 человек, из них 291 рабочий и 68 служащих. Средняя зарплата по цеху – 148 582 тенге (89% от общекомбинатовской), у рабочих — 136 127 (86% от общекомбинатовской). Средняя зарплата по комбинату – 166 878 тенге, у рабочих – 156 887. Как напомнила Светлана Андрейчук, максимальные суммы, выплачиваемые по СДУ, остались такими же, как и в прошлом году: 640 тысяч для рабочих и 890 тысяч для служащих.
На ТЭЦ-2 скоро начнется подготовка к отопительному сезону. Планируется произвести капитальный ремонт котла №1 и турбины №1, запланирован расширенный текущий ремонт котла №2, ремонт теплосети и топливно-транспортного тракта. Но выделение финансирования на проведение всех этих работ, по словам начальника ТЭЦ-2, сильно «тормозит» финансовый отдел на этапе подписания документов. Обращаться к директорам за подписью приходится по несколько раз. |
Как известно, на ТЭЦ-2 немало проблем, и некоторые из них были подняты на «круглом столе». Одна из главных, как и в других подразделениях, — нехватка персонала.
— Уже полгода я прошу трудоустроить в цех четырех работников из числа аутстафферов, несколько раз писал письма директору по планированию и комплектации персонала Дмитрию Павлову, но этот вопрос не решается. А чтобы хорошо обучить киповца, нужно минимум 4 месяца. Этот отопительный сезон мы прошли кое-как. Впереди новый сезон, а специалистов нет, — сказал директор ТЭЦ-2 Леонид Кабаков.
Начальник Управления по кадровому администрированию Олег Нино пообещал выяснить, на какой стадии находится подписание документа на прием четырех человек и, возможно, провести отдельную встречу по этому вопросу, а также подобрать специалистов из числа работающих на предприятии. Сейчас на ТЭЦ-2 по возможности отправляют работников других подразделений, как только возникает возможность перевода, но переходить туда хотят не все из-за низкой, по сравнению с другими цехами, зарплаты. Должность помощника машиниста котла предлагали троим претендентам, но это место до сих пор вакантно. Не хватает на ТЭЦ-2 и других специалистов: например, на ХВО-3 — сменного слесаря и аппаратчика предочистки.
Другой наболевший вопрос – отсутствие должного финансирования, из-за чего под угрозой оказалась нормальная работа станции.
— Всем известно, что ТЭЦ – это сердце комбината. В январе этого года произошла крупная авария, она выпала на мою смену. Приехали сотрудники КНБ, начали переписывать оборудование. А у нас насосы не менялись с 1968 года, — говорит сотрудница ТЭЦ-2. — Нам нужно много нового оборудования, а финансирования нет. И никто не обращает на нас внимания. Мы носим коагулянт ведрами! Не работает ни один трубопровод, все течет на голову! Где наша «техника безопасности»? Куда она смотрит? Когда мы поднимем с колен ТЭЦ-2? Нам надоело все время попрошайничать. Металл – это хорошо, но без электричества и воды ничего не будет, а зимой все может аукнуться городу, и предприятию – особенно.
Работники котельного цеха пожаловались на отсутствие запчастей и их несвоевременную поставку, на постоянное сокращение выделяемых на ремонт сумм, на то, что про ТЭЦ-2 руководство комбината вспоминает только во время сильных морозов, когда станция садится на ноль. Не в лучшем виде сегодня находится и актовый зал АБК: крыша протекает, полы вздулись. Но что говорить про ремонт помещений, когда у работников станции нет инструментов?
— Я 20 лет работаю токарем. У нас было три токарных станка, сейчас работает два. Нет персонала, чтобы их ремонтировать. Скоро начнутся ремонты – некому будет их проводить. Работать нечем. Инструменты мы покупаем на базаре, дорогие — приобретаем вскладчину. Крыша течет, станки стоят в воде. Ситуация катастрофическая, — рассказала работница ТЭЦ-2.
19 июня произошел несчастный случай на доменной печи №1: мастер газового хозяйства упал с высоты 7 метров. Площадка, на которой находился мастер, была в настолько плохом состоянии, что пол провалился под его весом. Пострадавший получил открытые переломы правого предплечья, закрытый перелом левого предплечья, закрытый перелом бедренной кости. В настоящее время мужчина проходит лечение в филиале клиники им. Макажанова в горбольнице Темиртау. Проведена операция, угрозы жизни нет, прогноз благоприятный. |
Несколько важных проблем озвучил заместитель председателя профсоюза металлургов «Жактау» Владимир Дубин. Так, вопросы, которые были заданы работниками ТЭЦ-2 и занесены в протокол во время прошлогоднего «круглого стола», до сих пор не нашли своего решения. Владимир Дубин пообещал обратиться к генеральному директору АО «АрселорМиттал Темиртау», спросить, зачем вообще нужны «круглые столы»? Также зампредседателя высказал свое мнение по поводу сокращения персонала:
— Я знаю, что в этом году согласно бизнес-плану на комбинате должно остаться 12 056 человек. Знаю, что и этот бизнес-план хотят перевыполнить, оставив 11 912 работающих. Но что это даст производству? Работников в возрасте до 30 лет осталось 1 034 человека – 8,2% от общего числа. По сравнению с прошлым месяцем произошло снижение на 0,1%. Работников в возрасте от 31 до 45 лет – 5 372 человека или 42%, но зато на 0,1% увеличилось число работающих в возрасте от 46 до 60 лет. Стареет наш коллектив, молодые убегают. От чего – от хорошей жизни? От того, что нет перспективы и достойной зарплаты.
14 апреля этого года профсоюз направил письма в Генеральную прокуратуру, Министерство здравоохранения и социального развития, Департамент по инспекции труда и акимат Карагандинской области. В этих письмах было выражено несогласие с позицией руководства АО «АрселорМиттал Темиртау» в отношении приема аутстафферов. На сегодня такого понятия, как «аутстаффинг», нет ни в одном законодательном акте РК. Не закреплено оно и в Трудовом кодексе. Профсоюз предлагает запретить аутстаффинг, а при наличии вакантных мест принимать людей в штат. В настоящее время в стальном департаменте по аутстаффингу работают 400 человек, в угольном – 200. Эти люди не попадают под действие коллективного договора, не пользуются никакими льготами. Кроме того, у них два работодателя, а зарплата на 30-80% ниже, чем у работников комбината. Вот и все «преимущества», которые дает людям аутстаффинг.
Кира Щербакова