В Управлении по медвопросам комбината работает специалист, чья должность в медицинских кругах является редкой — врач-координатор-эксперт Алексей Валерьевич Юрченко. У него несколько специализаций: психиатр, нарколог, профпатолог, и большой опыт работы в медицине. Именно ему мы попытались задать интересующие многих вопросы, в том числе, о контроле качества медицинских услуг, предоставляемых работникам комбината. Тем более, что каждый новый профосмотр не обходится без претензий со стороны металлургов.
|
Но хочу сразу предупредить, что это интервью состоялось в присутствии сотрудника пресс-службы АО «АрселорМиттал Темиртау». Впервые в моей журналистской практике беседа проходила под контролем третьего заинтересованного лица. Основной причиной, очевидно, стал приказ за № 335 от 26 мая 2016 года, изданный по АО «АМТ» с целью недопущения утечки информации о ситуации внутри компании и контроля над достоверностью предоставляемой информации. В итоге ответов на ряд важных вопросов мы так и не получили. Почему – думаю, объяснять не нужно.
— Алексей Валерьевич, у вас довольно редкая должность. В чем заключается ваша работа?
— В компании эта должность существует с 2009 года, а по плану предусматривалась в каждом департаменте – стальном, угольном и рудном. Но так сложилось, что пока только в стальном департаменте есть врач-эксперт, и уже свыше пяти лет я работаю в этой должности. Управление по медицинским вопросам – совсем небольшой коллектив из пяти человек, из них три врача, а объем работы велик. Мы занимаемся контролем и мониторингом всех видов оказания медицинской помощи, которую получают работники компании, проверяем объем, качество, решаем различные экспертные вопросы. Задачами управления являются снижение общей заболеваемости и абсентеизма по болезни, контроль уровня профессиональной заболеваемости. Среди видов медицинской помощи, которые мы контролируем, – первая медицинская помощь, доврачебная, врачебная квалифицированная, помощь, получаемая работниками в здравпунктах, скорая неотложная, амбулаторная поликлиническая. Также мы сотрудничаем с теми больницами и отделениями, в которых наши сотрудники находятся на лечении. Большинство сложных ситуаций нам удается разрешить в пользу работников, компании и других заинтересованных сторон.
— Какая работа проводится для снижения заболеваемости?
— С того времени, как начало работать управление, было создано положение о врачебно-инженерных бригадах (ВИБ). Изначально руководством была поставлена задача – оказать максимальное содействие работнику, если у него имеются проблемы со здоровьем. Сейчас это можно редко встретить, а вначале у людей создалось впечатление, что ВИБ – это нечто страшное, что будут какие-то репрессии и наказания. На самом деле такие бригады были созданы для содействия. Человеку стараются максимально помочь. Ищут причину его болезни. Исследуют амбулаторную карту, приглашают врачей поликлиники, медицинских работников здравпунктов, профсоюзных работников, инженеров техники безопасности, непосредственных руководителей. Допустим, работник часто болеет простудными заболеваниями. Комиссия призвана решить, какова причина. Если на рабочем месте сквозняк, сыро, холодно, есть несоответствие температурного режима, запыленность, комиссия решает, как устранить эти опасные факторы, что сделать для того, чтобы в помещении было тепло, как работника одеть-обуть, мотивировать на здоровый образ жизни. Доктора решают вопросы медицинского блока: обследование, дообследование, при необходимости — консультации областных и республиканских специалистов. Профсоюзные работники стремятся подобрать путевки в санатории-профилактории. Мы многим помогли: принимали решения, искали специалистов, рационально трудоустраивали. Кроме того, у нас 16 здравпунктов, и мы контролируем их работу. Наши здравпункты одни из самых передовых в Казахстане.
— Имеются ли какие-то проблемы с оснащением здравпунктов лекарственными препаратами?
— Никаких проблем нет. Другой вопрос: на сегодня в Казахстане, как и в соседних государствах, не существует единого утвержденного перечня лекарственных средств, которые должны быть в здравпунктах. Все зависит от контингента работающих, от их количества, от того, какую медицинскую помощь оказывает здравпункт. Поэтому Управление по медицинским вопросам разработало список с учетом специфики производства и видов наиболее часто встречающихся травм, повреждений, заболеваний. Список у нас большой. Здравпункты и «скорая помощь» комбината имеют все необходимые лекарственные средства для оказания доврачебной помощи.
— Часто работники комбината жалуются на то, что при прохождении профосмотров в поликлинике образуются большие очереди. Почему так происходит?
— Мы всегда это исследуем и по конкретному факту реагируем. Как правило, есть вина руководства, самих работников и поликлиники. Профосмотры проходят согласно плану. Он подразумевает определенную численность работников, которых руководитель ежедневно должен направлять, и которых поликлиника должна принять. Вот профосмотр начался. В первый день пришли ноль работников, во второй – трое, в третий – десять, и только к десятому дню будет та численность, которая планировалась с первого дня. И те работники, которые должны были прийти вначале, придут в конце, и возникнут очереди.
— Работники сами не идут или они не могут прийти вовремя?
— Бывает, что руководитель не хотел отпустить или не мог. Если эти работники в течение трех-четырех дней были нужны, их отпустят потоком в свободное время. Но эта группа наслоится на другую. Бывает, что часть работников, недобросовестных, не доходит до поликлиники. Причины могут быть разные. В поликлинике сегодня кадровый голод, как и в целом по области и республике. Штат цехового отделения недоукомплектован, врачей не хватает.
— Сколько врачей поликлиники задействованы на профосмотрах?
— Один цеховой врач, один профпатолог, и все узкие специалисты, которые необходимы в зависимости от профессий работников и производственных факторов. Все виды обследований, их объем расписаны для каждой профессии.
— Врачей, проводящих профосмотр, достаточно?
— Достаточно. Не бывает такого, что профосмотр идет, а доктора нет. Если с врачом что-то случается, его подменяет другой. Здесь все серьезно, и поликлиника всегда старается решить вопросы.
— Многих работников не устраивает квалификация и внешний вид среднего медперсонала, работающего в доврачебных кабинетах.
— Все медработники в доврачебных кабинетах компетентны, имеют сертификаты, обучены, знают, как и что делать. По-другому быть не может. Что касается внешнего вида, то мы этот вопрос подымем, если, конечно, проблема только в этом.
Кира Щербакова