Вдоль стен в помещении генплана рядами стоят планшеты, на которые нанесены подробные схемы всех инженерных коммуникаций и объектов металлургического гиганта. Многим из них более полувека. Здесь к ним относятся с особым почтением. Еще бы! Ведь это не только история предприятия, но и ценнейшая информация. Вообще у бывшего управления, а ныне отдела капитального строительства богатая история. Работа специалистов данного подразделения не только сложная, но и ответственная и тяжелая. Но никто никогда не жалуется, за 60 лет работы капстроевцы всякого повидали. Они сохранили свое ответственное отношение к порученному делу и продолжают участвовать в возведении новых объектов на комбинате. В канун юбилея мы побывали у юбиляров и постарались понять суть работы отдела капстроя, проникнуться его настроениями и заботами. |
Талгат Серикжанович Ахметжанов – начальник отдела капстроительства, о работе своего коллектива рассказывал с гордостью и уважением.
— У нашего отдела капитального строительства, а когда-то большого управления, которому 5 апреля исполнилось 60 лет, славная история. По существу сначала появилось наше управление, а уж затем все объекты комбината. Времена и задачи меняются. Такого глобального строительства уникальных объектов, которое велось в прежние годы и ныне стало историей, уже не ведется.
История управления капитального строительства – это история Карметкомбината и города. Многие объекты советских времен строились под ответственность специалистов нашего управления. Причем, не только в Темиртау или Карагандинской области. Были у нас объекты в Актау – трубный цех, строили дома на Зайсане после землетрясения и многие другие по всему Казахстану.
С приходом к управлению компании г-на Миттала многое в нашей работе, структуре и задачах поменялось. Раньше в состав УКСа входили бюро геодезии и генплан, ПТО-кураторы, отдел снабжения и комплектации материалами и оборудованием, сметно-договорной отдел. Складские помещения до сих пор называются «уксовскими». Мы охватывали все этапы строительства – от проектирования, составления сметной документации, подготовительных работ (комплектация материалами, заключение договоров с подрядчиками) до непосредственно строительства и сдачи готовых объектов госкомиссии. Всем этим занимался наш УКС.
В настоящее время эти функции разделены между несколькими подразделениями предприятия. За отделом капстроительства закреплена основная функция – решение организационных вопросов для ведения строительства, контроль качества и соответствие выполнения работ проектной документации, контрактным условиям. Соответственно, после всех этих реструктуризаций существенно сократилась численность работающих в отделе. Когда-то в УКСе работало свыше 400 человек, сегодня — 18 и 5 работников по аутстаффингу. Было ли решение о разделении действующего управления правильным — я не знаю. В настоящее время ОКС работает в составе трех бюро – производственно-технического: кураторы, занятые непосредственно на строительных площадках, по направлениям электрическая и технологическая часть, строительные работы; бюро генплана – подготовка документации на ведение исполнительного генплана (эксклюзивная); бюро геодезии — все виды геодезических работ, сопровождение всех объектов строительства и капремонтов, текущие заявки цехов, в т.ч. ремонтов, контроля за многочисленными объектами (трубы, газопроводы, конструкции, краны, дамбы, золо-шламонакопители).
Наш небольшой коллектив старается максимально выполнять поставленные задачи. Мы плотно работаем с руководителями всех уровней предприятия – о наших проблемах, успехах, неудачах им все прекрасно известно. В числе объектов, о которых мы напрямую отчитывались гендиректору (это отчасти помогает в работе, ведь директорские указания выполняются быстрее), могу с гордостью назвать три самых крупных – реконструкция газоочисток конвертеров – большой и сложный проект, начатый в 2008 году и проведенный в условиях действующего производства; капремонт доменной печи №3 – в самые сжатые сроки, с увеличением производительности печи и одновременным решением экологических задач; в рекордные сроки выполнили реконструкцию шестой агломашины. За прошлый год мы отработали по 150 объектам. Менее 20 объектов одновременно не бывает. Конечно же, львиную долю своего времени кураторы тратят на сложные и крупные объекты, собираются в команды. К примеру, на газоочистке работало сразу 6 человек, на доменной печи — 5 человек и около 150 мелких объектов ведутся «в нагрузку».
Хотелось бы особо отметить хорошую работу наших кураторов на газоочистке конвертеров, их отметили благодарственными письмами дирекции комбината. Это Алексей Ткачев, который курировал технологическую часть строительства, Максут Оразбаев – строительную часть. Дополнительно мы привлекали эксперта в области технического надзора Ербулата Тасбулатова. По ДП-3 хочу отметить Игоря Карманова, Руслана Кульнева. На реконструкции агломашины №6 вновь отмечу работу Максута Оразбаева и начальника ПТБ Ивана Храмова. Это лучшие наши специалисты.
Мы обновляем старые методы в управлении проектами современным оборудованием и подходом. К примеру, в планировании работ, хотя в нашей работе новое – это порой хорошо забытое старое, с использованием различного электронного софта. У наших геодезистов в работе современный и уникальный для Казахстана геодезический прибор тахеометр Leica TDR 6000, который позволяет выполнять более сложные работы. В прошлом году провели обучение наших геодезистов, теоретическое и практическое, которое позволяет им теперь осуществлять работы такой сложности, которые раньше мы проводить не могли. Что, к примеру, очень востребовано на ремонтах прокатных станов. Отдел развивается, это радует. Приходят новые люди, которых приходится долго и тщательно выбирать, готовить к работе. Для дилетантов у нас места нет, в наших условиях и с нашими требованиями могут работать далеко не все. Наши инженеры генплана – единственные люди на комбинате, которые понимают и владеют уникальной информацией по всем сетям, сооружениям и коммуникациям комбината.
К предстоящему юбилею, нашему 60-летию, мы готовим торжество для коллектива. Хотим пригласить наших ветеранов, они ждут этой встречи. Поэтому праздник больше для них, чем для нас.
— Хотелось бы коллективу нашего отдела, он у нас сплоченный за годы работы, а новички поддерживают наши традиции – пожелать благополучия. Мы работали, работаем и будем работать, построим еще немало объектов для комбината и города. Своим коллегам я хочу пожелать здоровья, ритм работы у нас зачастую бывает сумасшедший – по 10-12 часов, без выходных. Люди понимают, что главное – это конечный результат. Наша работа созидательна, у наших специалистов есть прекрасная возможность видеть результаты своего труда, они наглядны – в этом нам повезло. Желаю дальнейших успехов, перестройки на современные рельсы.
Инна Варнакина, инженер производственно-технического бюро:
— Наши инженеры-кураторы к работе подключаются после заключения контракта, когда уже определены объемы и стоимость работ. Они ведут технический надзор за качеством выполнения строительно-монтажных работ в соответствии с проектом, СНиП и техническими условиями, за соблюдением графика, в конце месяца осуществляют приемку выполненных объемов работ для «закрытия форм» и оплаты работы подрядчиков. Наши кураторы, их 12 человек, разделены на три группы: механики (ведущий инженер Игорь Карманов), строители (ведущие инженеры Руслан Кульнев, Сайлаубай Кайдаров), электрики (инженер КИПиА Владимир Некрасов). Наши кураторы способствуют строительству инвестиционных объектов и вводу их в эксплуатацию в установленные сроки. После завершения строительства построенные объекты передаются как основные средства в бухгалтерию на баланс комбината.
Чем интересна наша работа? У нас всегда что-то новое — работа ведется то в доменном, то в прокатном цехах, то в сталеплавильном. Кстати, реконструкцию у нас прошли уже три доменных печи, на очереди — ДП-4. При этом от нас требуется строжайшее соответствие проектам, СНиП, ГОСТам. Строим мы и городские объекты – СК «Миттал», например, реконструировали Ледовый дворец спорта, стадион, даже в строительстве драмтеатра в Караганде принимали участие.
Кураторы, которым поручен контроль за качеством и объемами выполняемых работ, считают, что сейчас проверки упростились – раньше проверяли по сметам, сейчас – по трудозатратам. Появились новые материалы для строительства и ремонтов, новое оборудование. Трубопроводы и воздуховоды теперь строятся из пластика. Запорная арматура европейского качества и дизайна. Появились металлоконструкции нового формата – легкие, прочные. Практически везде процессы автоматизированы. Импортное оборудование поставляется в комплексе, к примеру, котельная целиком и т.д. Сроки строительства сократились, теперь не требуется период подготовки – а раньше он мог продолжаться до года; но качество работ по-прежнему требует внимания.
Некоторую сложность вызывает работа с иностранными проектами, которые у нас теперь появились. Порой их проекты не подходят к нашим стандартам, возникают проблемы перевода, неточности. Такие проекты приходится адаптировать к нашим условиям. Нет авторского надзора за проектами, который всегда был раньше. Количество крупных объектов стало меньше, но работы у нас всегда много, т.к много небольших объектов, разбросанных по всем цехам, и мы несем ответственность за качество их выполнения. Очень приятно видеть, когда объекты, бывшие некогда котлованом и стройматериалами, превращаются в новые сооружения, сияют новенькой отделкой и их сдают в эксплуатацию.
Ольга Слесарева – начальник бюро геодезии:
— В нашем бюро вместе со мной работают техник-геодезист Ольга Сарычева, инженер Иван Наумов и трое рабочих по аутстаффингу. Круг обязанностей весьма и весьма обширный: строительльство от нулевой отметки до +пятидесятой, схемы, контроль за оборудованием (краны, кранбалки, шибера и пр.), текущие ремонты, экологические объекты, замеры сырья – по заявкам всех цехов. Работа достаточно тяжелая и ответственная.
Что меня привлекает в моей работе? Безусловно, общение с людьми, всегда разные объекты, цеха, много впечатлений. Для того чтобы работать в нашем бюро, нужен наработанный годами опыт, поэтому прийти сюда может далеко не каждый. Специалистов готовят в Караганде, Семипалатинске, Новосибирске, но практика все же главное. Многие выпускники не хотят работать по специальности. Специальность редкая. Условия у нас специфические – постоянно на улице: зимой холодно, летом жарко, грязь, инструменты надо носить. И хоть профессия геодезиста больше мужская, работают по ней в основном женщины, наверно, как более выносливые. Нет такого места на комбинате, где мы ни побывали! Работаем, привыкли.
Галина Эрмакова, инженер генплана и председатель профкома ОКСа:
— Начиная с 5 апреля 1956 года – дня создания, наше управление вело строительство объектов нового завода. До настоящего времени строительство продолжается, правда, уже не в таких масштабах. Состав специалистов уменьшился в десятки раз, и сегодня нам приходится выполнять свои прежние задачи малочисленным составом в 23 человека. Так же строим, разбиваем, реконструируем.
Несколько слов хочу сказать о наших сегодняшних подразделениях. Любое строительство начинается с проекта и разбивки на местности. Наш генплан передает схемы бюро геодезии для разбивки. Затем кураторы ведут контроль строительства объектов от первого колышка до сдачи акта госкомиссии.
Руководит генпланом Ирина Снисаренко. Также работают инженеры генплана Светлана Туяхова и я, Галина Эрмакова. Любое строительство начинается с генплана. Мы посылаем запрос на разрешение строительства в акимат, по проектам выполняем схемы и разбивки для геодезии, наносим исполнительные схемы на жесткие планшеты.
Хочу поздравить наш коллектив с юбилеем! Всем желаю здоровья, успехов и благополучия!
В. Шепеленко