Продукция машины непрерывного литья заготовок №3 АО «АрселорМиттал Темиртау» является сейчас самой продаваемой и приносит компании такую необходимую наличность. Основной потребитель сортовой заготовки — Узбекистан. Пользуется спросом она и в таких странах, как Египет и Турция. Совсем недавно партия в 15000 тонн отправилась в Индонезию. |
— В Турцию и Египет мы отправляем 130-ю заготовку – размером 130 на 130 мм. Еще по 40-45 тысяч тонн в месяц обеспечиваем заготовкой такого же сечения наш сортопрокатный цех. Заготовку 150 на 150 мм, в основном, отливаем и продаем в Узбекистан, — рассказал старший мастер МНЛЗ-3 Артем Кирьянов.
Артем – один из тех, кто принимал участие во всех этапах строительства шестиручьевой машины.
— На металлургический комбинат я устроился 10 июня 2011 года. Взяли меня гидравликом в службу механики по 4 разряду на МНЛЗ-3. Когда нас впервые привели на участок, там еще ничего не было, только фундамент заливали под оборудование, — вспоминает Артем. — Потом совместно со специалистами подрядных фирм мы помогали монтировать новое оборудование. Это было летом-осенью. А к зиме мы начали пробные запуски нашей машины.
С февраля 2012 года начато серийное производство непрерывно литой заготовки. В марте объем производства составил 10 тысяч тонн. Первые партии 150-й заготовки отправляли в Иран. Всего через месяц на машине было отлито 25 тысяч тонн продукции. Сейчас в среднем коллектив МНЛЗ-3 производит около 75 тысяч тонн сортовой заготовки в месяц.
— Проект по строительству МНЛЗ-3 имел не только производственное, но и социальное значение. Предполагалось, что с запуском машины на комбинате будет введено 100 новых рабочих мест. Этот пункт выполнен?
— Выполнен. Прием специалистов проводился в 2 этапа. Я, кстати, попал в сотню счастливчиков — весной 2012 года из вспомогательной службы мне предложили перейти на машину оператором. 100 рабочих мест — это не только технологический, но и ремонтный персонал вспомогательных служб – энергетики, гидравлики, механики, электрики, автоматчики.
— Из кого сегодня состоит коллектив МНЛЗ-3?
— На данный момент это 44 технолога, включая меня. Есть 4 сменных мастера, которые руководят бригадами, операторы главного пульта, следящие за всеми параметрами машины, операторы передающего устройства, штабелеры, оператор газовой резки, стропальщик и 5 разливщиков. Также в смене работают дежурный электрик, механик, гидравлик, автоматчик и энергетик. На водоподготовке машинистами насосных установок трудятся исключительно женщины. Они следят за подачей воды на охлаждение кристаллизаторов и в камеру охлаждения машины.
— Сейчас во многих цехах наблюдается нехватка персонала. Как обстоит ситуация на вашем участке?
— Ежедневно в смену заступает бригада из ТОО «Универсал», которая занимается техническим обслуживанием машины. Это 6 монтажников, 1 резчик и 1 сварщик. Еще одна подрядная организация — «Атлант компани» задействована на отгрузке продукции. Благодаря подрядчикам нам удалось перекрыть дефицит рабочих рук. Сейчас, может, одного-двоих специалистов не хватает, но эту проблему мы решаем с помощью переобучения имеющегося персонала на смежные специальности. В ближайшее время примем электриков по программе аутстаффинга. Этот вопрос с директором по трудовым ресурсам и трудовым отношениям компании уже согласован.
— Руководство комбината поставило перед коллективом МНЛЗ-3 задачи по увеличению объемов производства сортовой заготовки и снижению ее себестоимости. Как вы их решаете?
— С 2015 года для литья сортовой заготовки сечением 130 на 130 мм мы используем гильзы-кристаллизаторы нового дизайна. Их изготовитель и поставщик – немецкая фирма КМЕ. На старых гильзах через один кристаллизатор проходило около 3500 тонн металла, на новых – опытным путем мы довели этот показатель до 25000 тонн. Таким образом, сократили расход гильз в 5 раз, а одна гильза стоит 2500-2800 евро. Кроме того, с помощью рифленых гильз нам удалось устранить такую проблему, как ромбичность заготовки. Это когда квадрат “ведет”, растягивает в ромб. В этом случае потребители потом не могут прокатать такую заготовку в своих прокатных станах, так как она застревает в клетях и выводит их оборудование из строя. Мы этот коэффициент брака снизили с 40% до 5%. Причем, по большей части эти 5 процентов возникают уже не из-за гильз, причина — в системе охлаждения машины. Мы также увеличили стойкость кристаллизаторов, снизили расход масла, которое подается для смазки гильз, чтобы металл не залипал. Некоторое время назад у той же фирмы мы заказали еще 6 гильз, чтобы попробовать сделать то же самое на заготовке размерами 150 на 150 мм. Получили, попробовали, внесли коррективы в настройку машины, сейчас работаем, вышли на рабочие параметры. В январе произвели 74400 тонн продукции. Все перечисленные мероприятия позволили снизить себестоимость готовой продукции МНЛЗ-3.
Также мы увеличили время разливки. Если раньше непрерывная разливка составляла 18-20 часов, то сейчас — 28-30 часов. То есть, за одну серию непрерывной разливки мы вместо прежних 10 плавок теперь можем производить 14-15. Это — хороший показатель, потому что у нас очень большие ковши – 280 тонн. Нигде в мире такими объемами не разливают.
Сейчас мы постепенно наращиваем темпы — выводим машину на ее максимальные параметры — 90 тысяч тонн в месяц.
— С какими проблемами сталкиваетесь?
-Есть проблема с наличием необходимого количества порожних платформ. Например, мы сутки разливаем заготовку и еще сутки можем простоять только из-за того, что нам не во что ее отгрузить. Из общего числа срывов и остановов проблемы по машине занимают всего 2%, остальные 98% происходят из-за внешних факторов. Сложности, конечно, есть на любом производственном участке. Но они все решаемы. Хотя, может, и не так оперативно, как хотелось бы. Сейчас мы стараемся уйти от поставок запасных частей из-за рубежа, потому что очень долго их ждать. Раньше, например, коллекторы для камеры охлаждения мы заказывали в Турции. Поставка занимала от 3 до 6 месяцев. В настоящее время заказываем их у одной из темиртауских фирм. Готовые коллекторы получаем всего через 15-20 дней! В другой фирме нам ремонтируют правильно-вытяжные машины — полностью разбирают и меняют узлы, наплавляют ролики. Получается хорошая экономия средств и времени.
Ирина Николаева