Профсоюзы заявили о необходимости начать переговоры по повышению заработной платы

15 декабря в профцентре «Жактау» прошло заседание профактива, на которое были делегированы представители профсоюза угольщиков «Коргау» во главе с председателем Маратом Миргаязовым. На повестку заседания был вынесен один вопрос: о начале переговоров с правлением по повышению заработной платы. От правления на встрече присутствовали руководитель службы персонала стран СНГ и Южной Африки Сергей Ипполитов и директор по трудовым ресурсам и трудовым отношениям «АМТ» Дмитрий Павлов.

«Ситуация в коллективах напряжена»

Причину, по которой профсоюзы решили поднять вопрос о повышении зарплаты, в начале встречи озвучил председатель профсоюза «Жактау» Виктор Щетинин. Он отметил, что девальвация, проведенная правительством, была на руку руководству «АМТ», однако работники предприятий компании никаких положительных сдвигов не увидели.
— В частности, по стальному департаменту наблюдается снижение заработной платы — в октябре она составила 150 309 тенге, в ноябре — 142 606 тенге. Одна из главных причин – не выплата премий за отгрузку готового проката в течение двух последних месяцев. Что касается ноября, до выполнения плана (и, соответственно, выплаты премии) нам не хватило 1700 тонн. Премия за декабрь тоже под большим вопросом, план по отгрузке поставлен заведомо невыполнимый – 331 000 тонн.
С другой стороны – сегодня наблюдается сумасшедший рост цен на продукты питания, товары первой необходимости, коммунальные платежи, поэтому работники предприятий ждут от нас действий по повышению заработной платы. Сегодня мы собрались для того, чтобы предложить представителям администрации «АМТ» начать переговоры, поскольку для этого созрела серьезная необходимость. В профсоюзе «Оркена» нас в этом намерении поддерживают.
Председатель профсоюза «Коргау» Марат Миргаязов напомнил о договоренности, которая была достигнута между представителями правления и профсоюзов в августе этого года. Тогда было решено отслеживать рост курса тенге к доллару и своевременно разрабатывать необходимые мероприятия по повышению зарплаты. Однако со стороны правления никаких инициатив не исходит.
— Сегодня мы не намерены говорить о том, на сколько нужно повышать зарплату. Наша задача — создать комиссию, изучить все необходимые документы, чтобы прийти к определенному решению, — пояснил г-н Миргаязов.
Председатели профсоюзных комитетов подразделений комбината и шахт угольного департамента поддержали своих руководителей. В выступлениях они сделали акцент на том, что обстановка в коллективах напряжена, и она усугубляется тем, что работники не понимают и не принимают политику правления в части оплаты труда и сокращения персонала.
Председатель профкома КХП Геннадий Водовозов:
— Когда курс тенге поднялся до 280, все ждали от правления конкретных действий. Тем более что ситуация к этому располагала: отмечался юбилей пребывания компании в Казахстане, показатели по отгрузке были достаточно неплохими. Но по официальным данным мы не выполнили план за ноябрь на 1%, а с первого декабря отгрузка составила 9500 тонн в сутки. В то же время выполнение плана коксохимом составляет 104%, доменщиками – 100%, но компания не реагирует на эти показатели. Я считаю, это специально подготовленная акция: не платить, держать коллективы в напряжении.
Председатель профкома ЛПЦ-2 Вениамин Марченко:
— Ситуация в коллективе накаляется. Люди ставят вопрос так: госслужащим зарплату повышают, нам нет, идет ущемление наших интересов. И вместо того чтобы думать о повышении зарплаты, началась кампания за то, чтобы не платить за расширение зоны обслуживания и недоштат. Идет полное непонимание политики, проводимой компанией.
Председатель профкома УЖДТ Виктор Панов:
— Расскажу, какие разговоры идут в коллективах. Люди спрашивают: «Что-то сделано со стороны профкома?». Да, сделано. «Получается, вы стучитесь, но вас никто не слышит? Может, помочь?». И дальше следует предложение — провести встречу между руководством компании и детьми работников. Может, представители администрации смогут объяснить, что надо потерпеть без зимней одежды, без шоколадок на Новый год? Но сколько можно терпеть? И до каких пор иностранный работодатель будет ставить на нас эксперименты? Сегодня наша основная цель – сохранить спокойствие. Но обстановка в коллективах сейчас такая, что достаточно одной искры, и мы не удержим народ!
Зампредседателя профсоюза «Коргау» Александр Поляков:
— Как уже было сказано нашими руководителями, главное, что видят люди – резкое падение покупательной способности заработной платы. В августе зарплата шахтеров была эквивалентна 1 000 долларов, сегодня – 500 долларам. Стоимость продуктов и товаров увеличилась. И при этом объемы производства и реализации продукции остаются на должном уровне. У людей сейчас один вопрос к профсоюзам: почему молчим? Однозначно, вопрос нужно ставить ребром и требовать повышения зарплаты. У нас для этого есть все основания.
Председатель профкома ЛПЦ-1 Лариса Атаманченко:
— Кроме всего, что уже было озвучено, люди обеспокоены тем, что компания работает с аутстафферами. Если раньше машинисты кранов получали за расширение зоны обслуживания и зарплата была повыше, сейчас из-за того, что работают аутстафферы, доплаты нет, и люди получают только свою базовую зарплату. В то же время, наши машинисты должны учить тех же аутстафферов и поначалу выполнять работу за них, без каких-либо доплат. Естественно, людей это возмущает.
Зампредседателя профсоюза Юрий Баранов:
— Все мы получаем заработную плату от реализации готовой продукции. Если взять данные за 11 месяцев года, в среднем за каждый месяц потребителю было отгружено по 249 тысяч готового проката. Это очень хороший показатель. Плюс к этому девальвация, из-за которой компания во многом выиграла. Следовательно, «АМТ» имеет неплохую прибыль и она должна поделиться ею со своими работниками. На встрече с директорами мы обычно слышим: будем делиться, когда будет прибыль. Но как только такое время наступает, делиться никто не хочет. И это уже набило оскомину. Люди недовольны, к чему это приведет, я затрудняюсь сказать. Поэтому предлагаю руководству нашего предприятия принять положительное решение.

«95% аварий служба персонала должна взять на себя»

После выступлений началась дискуссия, в которой представители правления отстаивали свою точку зрения и убеждали профсоюзы, что проблема низкой заработной платы не так проста, как кажется на первый взгляд, и требует комплексного подхода и решения.
— Мне не совсем понятна сегодняшняя встреча, — сказал в начале своего выступления Дмитрий Павлов. — Вы знаете о ситуации, в которой мы находились весь этот год, и только благодаря девальвации такие крупные компании, как наша, стали немного лучше работать. Вы говорите: мы намеренно не выплачиваем премию, и что прибыль есть, и ею надо делиться. Но все не совсем так. Планы были выполнимы — производство жидкой стали: заложено 3 700 000 тонн, за 11 месяцев произвели 3 400 000 тонн. Выполнение 92%. По итогам года план, я думаю, выполнен не будет. По углю примерно такая же картина — выполнение 98%, но, возможно, угольщики подойдут к плану максимально близко. Что касается сбыта и прибыльности – убыток компании на сегодня составляет 121 млн долларов.
Г-н Павлов отметил, что по средней зарплате располагает более оптимистичными данными: по сравнению с прошлым годом она выросла почти на 8 000 тенге по стальному департаменту и 14 000 – по угольному (данные за 11 месяцев).
Кроме того, Дмитрий Павлов зачитал данные по всем авариям, произошедшим в доменном цехе, пояснив, что высокая аварийность напрямую сказалось на показателях производства, и ответственность за это лежит на работниках предприятия.
— Ваша статистика верна, — ответил на это Виктор Щетинин. — Но 95% аварий служба персонала должна взять на себя. Вы до этого довели трудовой коллектив — сокращениями, аутсорсингами и аутстаффингами. Если раньше, когда комбинат только отошел в собственность компании «АрселорМиттал», у человека было чувство гордости за то, что он работает на «Арселоре», сейчас отношение к работе совершенно иное. Люди не знают, будут ли они работать завтра и что еще придумает служба персонала. Углефабрику отдали в угольный департамент, «накувыркались» — вернули обратно. Хотя наши специалисты предупреждали, что это глупость и этого делать нельзя. ЦЗЛ объединили с ОТК, «накувыркались» – разъединили. У меня складывается ощущение, что производственники идут верной дорогой: живут на производстве, работают по субботам, воскресеньям, а служба персонала идет по своему пути и с производственниками нигде не пересекается. Получается, ваша служба не работает на общее дело? Ваша задача – сократить, ничего другого вы нам не принесли. Да, аварийность сумасшедшая, скипы падают, но вы посмотрите на это с другой стороны: ремонтники перестали заниматься профилактикой, работают от аварии до аварии, бегают из одного цеха в другой, нет никакой методики, никакой программы! Там авария – там живем, здесь авария – здесь живем. Пенсионеров – это был золотой фонд, на ком держались цеха, вы просто выпнули с комбината (сокращение пенсионеров проводится согласно приказу гендиректора «АМТ»). Поэтому вы тоже должны брать на себя ответственность за то, что довели комбинат до ручки!
— Что касается зарплаты – мы пользуемся вашими сведениями, — добавил Виктор Петрович. – За последние два месяца она сократилась из-за отсутствия премии.
— Я привел данные за последние 11 месяцев, но за последние два месяца действительно премии нет, — согласился Дмитрий Павлов.
Сергей Ипполитов не стал отрицать, что показатели производства не так плохи, но отметил «узкие» места, которые, по его мнению, существенно влияют на ситуацию с прибылью в компании.
— Да, производство есть, но мы должны продать то, что производим. Сейчас мы не можем получить ту цену, которая была несколько лет назад. Китай продает продукцию на наших традиционных рынках и сильно демпингует. Это огромная проблема не только для «АМТ», но и для российских предприятий, для всей металлургической индустрии. Я предлагаю организовать сессию и объяснить нашим профсоюзам все эти параметры, чтобы стало понятно, как работает экономика, что на нее влияет.
— Мы варим сталь и добываем уголь, но почему у нас есть непрофильные активы (вспомогательные цеха и службы)? — продолжил г-н Ипполитов. — Из-за них наши издержки возрастают, и это сказывается на себестоимости. Имея эти активы, которые непонятно чем занимаются, можно ли ставить вопрос о повышении зарплаты? Вы говорите, что не хватает работников, но я встречался с ремонтниками и они говорят, что их КПД составляет всего 50%. Если причина в плохой организации, слабом руководстве, — здесь нам может понадобиться помощь профсоюза.
Представители правления отметили еще одно направление, по которому профсоюзы могут усилить работу (вместо того, чтобы «продвигать» вопрос о повышении зарплаты), — техника безопасности. В правлении этому будут только рады.
После того, как были высказаны все мнения, Виктор Щетинин подвел итог встречи. Он отметил, что профсоюз, как правило, прислушивается к доводам правления, но и администрация должна принять во внимание позицию профсоюзов.
— Люди дошли до такой черты, что лучше управлять ситуацией, чем пустить ее на самотек, — подчеркнул председатель профсоюза.
После для голосования был предложен текст резолюции: «Профсоюзу металлургов «Жактау» и профсоюзу угольщиков «Коргау» создать совместную комиссию по ведению переговоров известить правление о решении начать переговоры». За предложенную резолюцию проголосовали единогласно.

В состав комиссии от профсоюза «Жактау» вошли: председатель профсоюза В. Щетинин, зампредседателя профсоюза В.Дубин, председатель профкома ЛПЦ-2 В.Марченко, председатель профкома РМЗ и УПЗ А.Дерябин; от профсоюза «Коргау» — председатель профсоюза М.Миргаязов, завотделом оргработы и колдоговоров М.Имаш, зам завотделом оргработы и колдоговоров Е.Ятвинский, председатель профкома шахты им. Ленина Е.Буслаев. Письмо с резолюцией заседания будет направлено гендиректору АО«АМТ» В.Махадевану.

Наталья Прончатова

Добавить комментарий