С. Барышникова: «Желаю всем побольше оптимизма!»

3 декабря Светлана Николаевна Барышникова отметила 55-летний юбилей. На комбинате она работает без малого 40 лет – готовит обеды и печет пироги для металлургов. Работает с увлечением, вносит элементы рационализаторства в повседневный труд и по-хорошему завидует участникам телевизионных кулинарных шоу, рабочее пространство которых заполнено чудо-техникой, в секунды измельчающей овощи и взбивающей крем.

— Светлана Николаевна, выглядите очень молодо. Как вам это удается? Ваша работа – не из простых.
— Конечно, не все так просто, и силы сейчас уже не те. Но с другой стороны – работа держит. Пока двигаешься, работаешь – чувствуешь, что живешь. Три года назад я сильно заболела, думала, уже не поднимусь. Готовилась оформлять инвалидность. Но потом понемногу разработалась, и сейчас снова на ногах. Думаю, что если бы тогда «закисла», неизвестно, во что превратилась бы сейчас. Устаю, отдыхаю – и снова кручусь, верчусь безостановочно. У меня два внука, беру их на выходные, балую чем-нибудь вкусным. В общем, скучать мне не дают.
— Рабочий день тоже насыщен до предела?
— Утром прихожу очень рано, переодеваюсь, и в 6-30 я уже готова к работе. Я привыкла заранее планировать все, что мне надо сделать. С вечера смотрю меню, утром выкладываю нужные продукты, ставлю кастрюли с тем, что дольше варится. Сейчас привезли новую плиту, до этого было всего две конфорки – одну кастрюлю снимаешь, другую ставишь. Было неудобно. Пока все варится, ставлю тесто. Подошло – разделываю, к этому времени на плите уже все готово, начинаю выставлять блюда на раздачу. Потом готовлю все остальное, по очереди, затем — раздача – надо обслуживать людей. В это время в голове держу, что нужно сварить к завтрашнему дню, к концу дня ставлю варить компот, делаю овощную нарезку на завтра, даже если в следующую смену выходит другой повар. Делаю заготовки для нее, потому что она с утра все сделать не успеет.
— В какое время приходят первые посетители?
— С половины восьмого утра. Двери у нас не закрываются целый день. С утра обычно берут чай с выпечкой или просят поджарить яичницу. Обедом кормим с 11 до трех часов. Вечером столовая тоже открыта – к нам приходят перекусить, выпить чаю. Около семи часов собираю сухпаек для ночной смены. И только потом иду домой.
— Никогда не думали поменять профессию?
— Был один тяжелый период — в начале 90-х годов, тогда прошла целая волна увольнений. Зарплату нам не платили, давали авансы и купоны. Было очень тяжело. Думала – работаешь на износ, а в ответ – никакой отдачи. Тогда был разрешен перевод, и многие наши работники устроились в охрану, на конвейер, в ОТО. Я тогда работала в столовой копрового цеха, и решила перевестись на производство. Но коллега отговорила, ей пришлось бы остаться одной на всю столовую. Я ее послушала, и, в общем, не жалею об этом. Но думаю, что смогла бы освоить и другую профессию. Одна наша коллега, которая мыла посуду, переучилась на электрика и до сих пор работает по этой специальности.
— Наверное, вы нашли свое призвание. Что-то же держит вас столько лет на одном месте.
— Если долго работаешь в одном коллективе, сильно привыкаешь к людям. Сейчас я всех наших посетителей знаю поименно. Все со мной здороваются, часто благодарят, за то, что вкусно готовим. Это очень приятно.
— У вас огромный опыт, знаете, что такое труд повара. Как, по-вашему, его можно облегчить? Что для этого может сделать ваш работодатель?
— По максимуму механизировать наш труд, чтобы мы не тратили уйму времени на подготовку продуктов, чтобы не было бегонии, суеты. Я часто смотрю кулинарные шоу, и очень завидую их участникам – они не делают никаких лишних движений, не тратят время на нарезку, жарку. Что нужно, измельчают в блендере, у них под рукой всевозможные фритюрницы, миксеры…
— Вы работали в разных фирмах, занимающихся организацией питания на комбинате, есть с чем сравнивать. Как вы оцениваете работу новой фирмы?
— Всего сразу мы, конечно, не ждем, но некоторые изменения уже есть. Нам выдали новую форму. В столовой начали делать ремонт, до этого его не было много лет, привезли новую плиту, блюда на раздаче теперь хорошо подогреваются. Продукты поставляются всегда свежие и хорошего качества. И это вселяет определенный оптимизм и надежду на лучшее.
— Скажите, дома вы тоже много времени проводите у плиты?
— Дома тоже готовлю, и обычно то, что просят внуки: бисквитные пироги, борщи. Люблю готовить овощи, чаще рагу, использую баклажаны, болгарский перец. Его я готова добавлять во все блюда.
— Фирменное блюдо у вас есть?
— Часто делаю лодочки — это такая горячая закуска. Нужно ошпарить болгарский перец, снять кожицу, разрезать вдоль, вычистить от семян, положить внутрь начинку – сыр, майонез, чеснок – и запечь. Получается очень вкусно!
— То есть, вы всегда готовы творить?
— Не всегда. В определенные дни, когда усталость накапливается, мне становится не до кухни. Я прихожу домой с работы, говорю: «Сегодня меня не трогать, я устала!» и просто ложусь спать. Или открываю книгу и начинаю читать. В чтение погружаюсь полностью, что бы вокруг ни происходило. Мне это очень помогает, я переключаюсь, отвлекаюсь от забот.
— Что обычно читаете?
— Историческую литературу, иногда фантастику, что-нибудь смешное. Бывает, читаю – и смеюсь безостановочно, в полный голос. Посмеялась – и на душе стало хорошо и спокойно.
— Вы отмечаете юбилей, скоро Новый год. Настроение перед праздниками у вас обычно улучшается?
— Да, или я стараюсь сама настраивать себя так, как нужно. И, в общем, считаю, что каждый сам хозяин своей жизни. Если чего-то сильно захочешь, все обязательно получится. Нельзя просто сидеть и ждать — на блюдечке никто ничего не принесет.
— Что пожелаете себе и своим коллегам?
— Здоровья – если его не будет, все остальное станет ни к чему, и, глядя на то, что происходит вокруг – мира. Чтобы небо было голубым, трава – зеленой. Это – самое главное, а все остальное человек в состоянии сделать для себя сам.

Наталья Прончатова

Добавить комментарий