Машинист экскаватора КО УАТ Валерий Безгодов получил медаль «Енбек Данкы I степени» из рук министра по инвестициям и развитию РК Асета Исекешева. Награждение проходило 18 ноября на VI Съезде работников горно-металлургической промышленности Казахстана, прошедшего в рамках Международного горно-металлургического форума. |
Валерий Безгодов поделился впечатлениями от пребывания на съезде и ответил на вопросы «Магнитки плюс».
— Валерий Клавдиевич, чем запомнился съезд?
— Мы ездили в Астану вместе с председателем профсоюза «Жактау» Виктором Петровичем Щетининым, председателями профкомов цехов и производств. На съезде было много докладчиков, говорили, в основном, о кризисе, о том, что от всевозможных реорганизаций предприятий, сокращений людей мы никуда не уйдем, это требование времени и нужно относиться к этому с пониманием. Щетинин тоже выступал, крепко за нас стоял, говорил о повышении зарплаты. Но ответа на этот вопрос не последовало, его пока приняли на рассмотрение.
Сейчас нас в составе ШПУ передают в компанию «Албастройдор», но по этому поводу я не переживаю. Я внимательно слушал министра, и пришел к выводу, что в аутсорсинге ничего страшного нет. Новые владельцы обещают хорошо платить, купить новую технику, словом, будут разворачиваться. С одним из наших новых руководителей – Сергеем Грозновым – мы пересекались еще в 80-х годах. Он хваткий, предприимчивый, и думаю, ШПУ потянет.
— Награду Вам вручили за многолетний стаж работы и безупречный труд.
— Да, в целом я отработал на экскаваторе 41 год. Являюсь полным кавалером орденов «Шахтерская слава».
— Имели отношение к угольным предприятиям?
— Начиная с 1980 года, работал в производственном объединении «Карагандауголь». Потом — на «Испат-Кармете», обслуживал испатовские шахты, занимался отгрузкой угля. Был задействован на ликвидации шахт – «Абайской», «Стахановской», засыпал стволы породой. Затем трудился на аглофабрике, грузил агломерат, после перешел на ШПУ, на отгрузку щебня. Плюс к этому с 1974 по 1980 годы, включая армию, работал на экскаваторе в строительной организации, готовил фундаменты под жилые дома.
— Вы остаетесь верны своей профессии больше 40 лет, хотя это, наверное, нелегко. Чем хорош труд экскаваторщика?
— В юности я хотел стать геологом, и даже отнес документы для поступления в вуз. Но меня отговорила мама, посоветовала выучиться на экскаваторщика. Она работала стрелочницей на железнодорожном переезде и часто наблюдала, как работают на экскаваторах – со стороны это было очень красиво. Я последовал совету мамы и ни разу об этом не пожалел. На работу всегда ходил, как на праздник, никогда она не была мне в тягость. А работа геолога хороша только для молодых, для взрослого, семейного человека она бы уже не подошла.
— То есть, управлять экскаватором – ваше призвание?
— Да, экскаватор – это мое.
— Наверное, содержите свою машину в идеальном состоянии?
— Экскаватор, на котором я сейчас работаю, 1990 года выпуска. Его грузоподъемность всего две тонны, для производства он считается маленьким. То, что он до сих пор на ходу, — это заслуга нашего гидравлика Адама Мативащука. Он постоянно следит за машиной, и она слушается идеально. Проработает еще лет десять, главное, чтобы были нужные запчасти. Адам — лучший гидравлик в Караганде, у него дар от Бога. Он может собрать любой экскаватор от винтика до болта и устранить любую неполадку.
— Какие у Вас еще «пристрастия»?
— Я — заядлый рыбак с солидным стажем, рыбачу с 1971 года. Все выходные провожу на рыбалке. Вместе с друзьями ездим на Иртышский канал под Павлодар, на Балхаш, Кургальджинские озера — и весной, и осенью, и зимой. Рыбалка – моя болезнь, я читаю много литературы, покупаю хорошие спиннинги – сейчас их у меня 40 штук, крючки – их набралось с ведро. Есть целая коллекция лески, пять палаток, четыре лодки. Если все это продать, можно купить две машины.
— Для рыбака важна хорошая компания, единомышленники?
— Конечно. На Балхаш мы обычно ездим в апреле, когда рыба подходит на перемет. Из Караганды собираемся на 5-6 машинах, и из России ребята приезжают, в общем, компания получается большая. Один из моих друзей — Валерий еще до армии окончил курсы поваров, потом служил в Германии и уже тогда всех удивлял своими кулинарными способностями. Когда приезжаем на Балхаш, он готовит на всю компанию, прямо на природе – бешбармак, пельмени из сома, сазана. Валерий — предприниматель, поэтому он может себе позволить покупать снаряжение через Интернет — в Англии. Его спиннинги, катушки, палатки стоят по 1-2 тысячи долларов. Дорогие палатки, кстати, хороши тем, что их можно использовать как походные кухни.
— Рыбаки обычно рассказывают о самой большой рыбе, которую им удалось поймать.
— В последнее время попадались сазаны — на 18 и 14 кг – в Мартыновке, под Астаной. На Балхаше выловил сома на 30 кг.
— Что делаете с рыбой?
— Обычно мы ее сразу же готовим, съедаем на природе. Домой рыбу привожу редко и обычно всю ее раздаю. Для себя заготавливаю только крупную рыбу, на зиму.
— Как семья относится к вашему увлечению?
— Жена уже привыкла к моим отъездам, рыбалкам, провожает, готовит каши — пшенку, перловку для рыбы.
— Чем занимается жена?
— Домашним хозяйством – у нас свой дом в Майкудуке, есть участок с березами, соснами, яблонями, построили беседки, чтобы было приятней отдыхать. Раньше жена работала в лучших ресторанах Караганды, сейчас кулинария стала ее хобби.
— Дети живут отдельно?
— Да. Детей у нас двое, оба самостоятельные, сами стали родителями – у нас уже пятеро внуков. Сын работает в Алматы региональным директором, ездит по Казахстану. Зять — специалист геологоразведки, раньше часто выезжал в командировки, сейчас, в основном, работает в городе, выезжает с проверками на 2-3 дня. Бывает на международных форумах.
— Что бы Вы пожелали себе, своим коллегам, читателям нашей газеты?
— Всем желаю жить интересно, со вкусом, иметь хорошее хобби, отдушину – без этого сейчас просто не обойтись!
Наталья Прончатова