Очередной «круглый стол» в УЖДТ длился больше полутора часов. Работники управления задали много вопросов, касающихся смс-тестирования, аутстаффинга, санитарного состояния рабочих помещений, уровня средней зарплаты. Зампредседателя профкома «Жактау» Владимир Дубин рассказал о вопросах, которые находятся на постоянном контроле профорганизации: новый законопроект Трудового кодекса РК, политика правления по снижению численности персонала, заработная плата и многое другое. |
На сегодня в УЖДТ работают 884 человека, по аутстаффингу — 107 человек. По сравнению с прошлым годом численность персонала уменьшилась, в основном, из-за СДУ, выхода на пенсию, перевода в другие цеха. Средняя зарплата по управлению составила 137 739 тенге. Коэффициент абсентеизма повысился – 3,7 против 3,2 в прошлом году. Повышение показателя произошло из-за количества длительно болеющих трудящихся с такими диагнозами, как болезни почек, сердца, печени, костно-мышечной системы.
В протокол «круглого стола» прошлого года был внесен вопрос о прохождении предсменного медосвидетельствования: ввиду нехватки фельдшеров в выходные дни было предложено два варианта прохождения осмотра для работников станций «Входная» и «Копровая» – на станции «Прокат», на центральной проходной, и проведение медосвидетельствования ответственным лицом, которому будет выдан алкотестер.
О том, какова ситуация с медосвидетельствованием сегодня, рассказал руководитель Управления по медвопросам Александр Окунев.
— УЖДТ — единственное подразделение, где задействовано 3,5 ставки фельдшеров, которые проводят смс-тестирование. В среднем его проходят 469 человек, и 3,5 ставок более чем достаточно. Пока вопрос решен таким образом: на проходной шесть дней в неделю утром и вечером освидетельствование проходят 142 человека. По «Копровой» задействована одна ставка фельдшера, там проходит 130 человек. В медпункте в управлении две ставки персонала, осмотр проходят 97 человек.
— Вопрос поднимался и о том, что СМС свели только к тому, чтобы взять пробы на алкоголь, — напомнил председатель профкома УЖДТ Виктор Панов. — Но еще нужно мерить давление — в позапрошлом году у нас были случаи, когда люди умирали на работе. Если взятие проб на алкоголь переложить на ответственных лиц, то мы только проверим, трезв ли человек, а все остальное проверить не сможем.
— Закрыть вопрос по «Копровой» я не могу, нет персонала. У меня и так задействовано 60 фельдшеров, которые проводят СМС-тестирование, — ответил Александр Окунев. — Да, по закону человеку, пришедшему на медосвидетельствование, обязаны померить температуру тела, давление, и после этого провести экспресс-анализы. Мы можем это делать, но это скажется на людях – время осмотра увеличится с 3 до 10 минут. Пока на сегодня решено так: работники, которые по итогам профосмотров занесены в группу риска по гипертензиям, сердечно-сосудистым заболеваниям, должны состоять на учете в здравпункте, приходить туда и мерить давление.
— Предлагаю руководству управления совместно с профсоюзом изучить этот вопрос, и составить письмо. Если это необходимо – мы будем все это проводить, — отметил директор по трудовым ресурсам и трудовым отношениям Дмитрий Павлов.
— Но если человека отстранят от работы по состоянию здоровья, на его место надо кого-то вызывать. А у нас проблема с персоналом.
— По вашему подразделению с приемом людей по аутстаффингу вопросов нет. Мы понимаем, что работа в транспортном управлении связана с рисками, опасностями, поэтому разрешили принимать достаточно людей.
— Мне часто задают вопрос по контактным алкотестерам «Алкотест-203», в которые необходимо дуть, работники считают, что это не гигиенично, и можно заразиться от другого человека, — добавил руководитель УМВ. – Но каждый фельдшер, который проводит тестирование, обрабатывает мундштуки. Кроме того, используемые алкотестеры — белорусского производства, каждые полгода они проходят поверку. Бесконтактные алкотестеры не имеют регистрации в Казахстане, стоят порядка 84 000 тенге, и ни один из тех, которые мы опробовали (южнокорейские и китайские), не отработал и полугода.
В продолжение «круглого стола» зампредседателя «Жактау» Владимир Дубин рассказал о вопросах, которые находятся на постоянном контроле профсоюза – о заработной плате, численности персонала, новом проекте ТК РК.
— За сентябрь выполнение плана по чугуну составило 86,6 %, стали — 79,4 %, отгрузка — 79,5%. Примерно такие же показатели были в июле и августе. То есть, мы не вышли на те показатели, которые планировали. Поэтому пока ситуация не стабилизируется, мы не будем ставить перед правлением вопрос о повышении заработной платы. Мы понимаем, что надо реально оценивать ситуацию.
Владимир Васильевич отметил, что профсоюз по-прежнему волнует ситуация с численностью персонала на комбинате. В январе этого года работали 13 889 человек, в августе – 13 479. За этот период было уволено 401 человек, принято — 34. По аутстаффингу работают 522 человека, из них 70, возможно, будут приняты на комбинат, но не это не восполнит численность уволенных работников.
— Численность УЖДТ когда-то была в два раза больше, чем сейчас. В связи с чем произошло такое сокращение – непонятно, потому что работы меньше не стало, — отметил Владимир Дубин. — Что касается привлечения аутстафферов — они не заменят машиниста тепловоза, их надо учить, и у них должен быть хоть какой-то опыт.
Зампредседателя профсоюза рассказал и о ситуации с обсуждением проекта нового Трудового кодекса: на сегодня он одобрен мажилисом и передан в сенат.
— В проекте указано, что необходима легализации трудовых отношений, договоренность работодателя и работника – только тогда могут возникать трудовые отношения. Остаются такие понятия, как «упрощенный перевод», «упрощенное увольнение». Наше мнение – в этих условиях работник находится в неравном положении с работодателем. Не удалось отстоять позицию, и она будет в кодексе, о том, что работодатель имеет право увольнять работников по достижению пенсионного возраста. Если работник ценен для производства, с ним могут продлять трудовой договор на один год неограниченное количество раз. И, скорее всего, будет принята норма о том, что работодатель имеет право решать вопрос о расторжении трудового договора в случае падения производства и ухудшения экономической ситуации. Надеемся, что разработчики законопроекта разъяснят, что означает это ухудшение.
На сегодня задача профсоюза состоит в том, чтобы с выходом нового Трудового кодекса пересмотреть позиции, заложенные в новый коллективный договор. Возможно, что-то нужно будет корректировать и менять. В частности, по оплате сверхурочных, больничных, праздничных, ночных в полуторном размере.
— В Трудовом кодексе написано, что, если представитель работника и работодатель договорятся, они могут заложить в колдоговоре и повышенный размер. Одно радует, что по всем вопросам, которые возникают, мы ведем переговоры с работодателем, и правление не отказывается от таких переговоров. У каждой из сторон свое мнение, но единое решение, тем не менее, надо находить, — резюмировал представитель профсоюза.
Дмитрий Павлов, в свою очередь, отметил, что политика правления по снижению численности остается неизменной. Уменьшение штата работников, в основном, будет происходить за счет аутсорсинга и СДУ.
— До конца года мы планируем снизить численность еще на 490 человек, в аутсорсинг выделим порядка 270 человек – по участку Сергиопольского водозабора, газовой станции, по стирке спецодежды, подготовке рам и поддонов. Общее снижение за этот год составит порядка 1000 человек, — пояснил г-н Павлов. – Продолжена работа с пенсионерами: мы говорим с каждым, предлагаем две схемы ухода: первая по колдоговору – для тех, кто имеет звание «Ветеран комбината» и получает восемь зарплат, или по СДУ.
Дмитрий Павлов привел пример: в автоцехе работал 78-летний водитель, что, по мнению г-на Павлова, неправильно и опасно.
В конце встречи работникам управления было предложено задавать интересующие их вопросы.
— Почему отменили доплату за сбор металлолома?
— Люди делают это в свое рабочее время, и это время им уже оплачивается. Поэтому пока эта оплата исключена. Сейчас нам просто необходимо сохранить нашу компанию, поэтому мы ищем дополнительные способы экономии и идем на такие непопулярные меры. Пока некоторые виды оплат мы не вернем.
— Вы озвучили среднюю зарплату по управлению – как она определяется? У меня пять «калымов», но таких денег я не получаю!
— Это средняя заработная плата всех ваших работников, включая служащих, рабочих, включая ваши «калымы», вредность — у кого-то она одна, у кого-то другая, — объяснила руководитель УТиЗ Светлана Андрейчук. — В среднюю зарплату входят все выплаты, которые были по вашему управлению, в том числе, по СДУ, колдоговору, а эти суммы бывают гораздо больше миллиона тенге. Ушедшие пенсионеры, к примеру, получили свою зарплату в 8-кратном размере.
— Проблема с аутстафферами: им платят меньше, чем штатным работникам, и они ни в чем не заинтересованы. Им что-то не понравилось – они развернулись и ушли. Так мы людей не наберем. А как будем работать зимой?
— Подготовьте письмо, рассмотрим, может, мы действительно предложили слишком низкую зарплату.
— Вопрос по техническому и санитарному состоянию станции «Ремонтная». После ремонта крыша течет, стены сыплются, плитка с пола отлетает — можно упасть и получить травму. Окна в мужской душевой маленькие и полностью не открываются. Ходим – мучаемся.
— Давайте проведем совместный обход: профсоюз и руководство цеха, и определим проблему.
— И нужно попросить деньги из бюджета управления в ремонтном фонде, — отметил руководитель УОТиТБ Александр Петренко.
— Сейчас монтеров пути задействуют на замене верхнего строения пути на КХП, люди берут с собой тормозки, едят на улице. Не успевают ложку ко рту поднести, налетает пыль, едят вместе с ней. Нельзя ли как-то организовать их питание?
— На КХП отличная столовая. Почему там не едят?
— В прошлом году работали трое суток на «Входной», людям подвозили еду бесплатно. На этот раз задействовано всего 60 человек, можно и для них что-то придумать.
— Тогда нам было необходимо сделать работу быстрее, были плохие погодные условия, и мы пошли на эту меру. Но мы не сможем делать это постоянно.
— Можно организовать лечебный стол для тех, у кого гастрит?
— Это прерогатива санаториев. У нас об этом речи быть не может, — отметил руководитель «Backup Service Resorts» Вячеслав Толкачев.
— Понятно, что не будет сиюминутного решения, но подумайте совместно с начальником Управления по медвопросам, что можно сделать, — предложил г-н Павлов.
— Нельзя ли поменять конструкцию сигнального жилета, пришить к нему рукава, например? Неудобно носить одежду, надетую друг на друга.
— Компания «ТАА» оперативно реагирует на все наши обращения. Определитесь точно и сделайте заявку.
— Можно ли решить вопрос с организацией комнаты и временем для чтения намаза? Я мог бы сам обустроить помещение, может, у кого-то еще будет такая же необходимость.
— Наша компания никогда не противилась таким вещам. Мы обговорим этот вопрос с руководством.
Наталья Прончатова