Т. Лутохина: «Мы должны жить так, как хотим, а не как можем»

Машинист насосных установок ГТСиГ Татьяна Лутохина в этом году отмечает сразу несколько «круглых» дат: 35 лет работы на комбинате, 30 лет непрерывного стажа, 25 лет – в цехе ГТСиГ.

По словам Татьяны Ивановны, во многом – это стечение обстоятельств. На комбинат она устроилась 1 сентября 1980 года, первые пять лет работала в ЛПЦ-2 контролером ОТК, потом решила перевестись в другой цех, и ей пришлось увольняться и вновь устраиваться на комбинат – на КХП. Еще через пять лет Татьяна Лутохина перевелась с коксохимпроизводства в ГТСиГ — по состоянию здоровья. С тех пор работает на одном месте.
— Татьяна Ивановна, насколько для вас значимы эти даты?
— Начинаю чувствовать по себе, что уже отработала достаточно много. Работать с каждым днем становится все тяжелее и тяжелее, в основном, из-за того, что оборудование устарело, и менять его не хотят. Многое из того, что раньше делалось с помощью электрооборудования, сейчас приходится делать руками – к примеру, крутить те же задвижки. И не один раз в смену, а в течение всех 12 часов. Работать стало тяжело не только физически, но и морально, потому что идешь на работу и не знаешь, что за эту смену может произойти. Работаем на грани фола, иногда резервного оборудования нет вообще. С внедрением системы 5С нас заставили выбросить все запчасти от старых агрегатов, а само оборудование не заменили. Но оно настолько старое, что другие запчасти на него нигде не найдешь, и предприятий, которые их производили, уже не существует в природе.
— Что в цехе делают в таких случаях?
— Придумывают, что угодно. Недавно наши работники совместно с коллегами из ЦВС самостоятельно вытащили из агрегата вал – он отработал неделю и сломался, потому что был не заводской, а самопальный.
— Помимо трудностей, наверное, нужно отметить и ценность опыта, который вы накопили. Наверняка, ощущаете себя нужным, востребованным работником?
— Я понимаю, что от меня многое зависит – мы подаем воду на конвертер, и не дай бог что – конвертер останется без воды. Мне нравится, что на меня возложена такая ответственность, и я всегда говорю, что люблю свою работу. Но в цехе есть своя специфика, и этого нельзя не учитывать. Доходит до того, что не столько за работу начинаешь переживать, сколько за себя – что тебе достанется в этот день? Какая авария и какой форс мажор?
— Работа тяжелая, наверняка, случаются болезни.
— Бывает и так, но по больничным стараемся не ходить. Во-первых, некем заменить, во-вторых, по больничному листу сейчас оплачивают не больше 23 тысяч тенге. Я не так давно была на лечении и половину дней по больничному листу мне просто не оплатили.
— Недавно на комбинате прошла Неделя здоровья, руководители комбината много говорили о том, что, занимаясь спортом, работники могут сами позаботиться о своем здоровье и снять стресс, полученный на рабочем месте. Вы как к этому относитесь? Может, увлекаетесь бегом, плаванием?
— Нет, но я веду здоровый образ жизни – не курю, не употребляю алкоголь. Не сижу на месте, всегда нахожу себе занятие по дому, рукодельничаю, могу отреставрировать, перешить любую вещь – из меха, кожи. Много занимаюсь с внуком. Дочке надо помогать, она тоже работает посменно, и мы подгадали так, чтобы когда она работает – мы были дома.
— Отпуск как проводите?
— В прошлом году занимались ремонтом. Но планировать что-то, требующее затрат, каждый год не получается. Зарплаты у нас маленькие, и мы вынуждены постоянно брать кредиты, еще и под огромные проценты. Часто общаюсь с одноклассниками, которые живут за рубежом, и они не верят, что банк может давать деньги, к примеру, под 25%.
— А как настроение в целом? Какие дальнейшие жизненные планы?
— Хочу выйти на пенсию и еще немного пожить для себя. Но мне до пенсии еще десять лет, а могло быть гораздо меньше. Наверное, неслучайно было принято, что люди должны уходить на пенсию в 50 – 55 лет. Старой себя еще не чувствуешь, а на работе уже устаешь. Лично я душой не могу принять решение правительства и тех чиновников, которые ради каких-то своих целей придумали увеличить пенсионный возраст. Десять лет я буду занимать чье-то место, а кто-то из молодых не будет работать и не сможет содержать ни себя, ни семью. Тем более что на комбинат сейчас приема нет. Столкнулась с этим лично: младшая дочь окончила колледж, но на комбинат устроиться не смогла, даже не смотря на то, что здесь работает 11 моих родственников и, по сути, у нас сложилась трудовая династия. Дочь устроилась на КарГРЭС, работает, как и я, машинистом насосных установок.
— По-вашему, можно что-то сделать, чтобы изменить ситуацию?
— Я не понимаю, почему нельзя отменить решение о пенсионном возрасте? Почему нельзя сделать скидку для тех, кто действительно не может работать, и разрешить им выходить на пенсию раньше? Я считаю, что этим, в первую очередь, должно заниматься правительство, увеличение пенсионного возраста – это их античеловечное решение. Женщин поставили в трудное положение, а мужчин и вовсе загнали в кабалу. Выходит, мужчина в 55 лет – это еще молодой человек? Но ведь он приходит домой с работы и падает от усталости – и ему уже не до веселья, не до внуков, и не до того же спорта. У нас же есть определенные категории работников, у которых пенсионный возраст снижен – почему не ввести это по отношению к шахтерам и металлургам? Наша работа всегда была сопряжена с вредными факторами – и что изменилось сейчас? Улучшилась экология или оборудование стало более совершенным? Нет, оно настолько старое, что металл крошится в руках. Из комбината выжимают последние соки. «АрселорМиттал» – транснациональная компания, но ее руководство заглядывает в наши карманы, пополняя свой карман за наш счет. Но прежде, чем брать, надо что-то вложить, а мы этого не видим.
— Работникам комбината предложено говорить о проблемах открыто, для этого, к примеру, проводятся «круглые столы». Получается, это не приводит к нужному результату?
— Правление выбрало определенную линию поведения и отступать от нее не собирается. Они не считаются ни с чем – ни с желаниями людей, ни с их чувствами. «Сытый голодного не разумеет» – есть такая поговорка. И она правильная.
— Давайте закончим разговор на оптимистичной ноте. Каких улучшений вы хотели бы пожелать своим коллегам?
— Здоровья, терпения, нового оборудования на всех насосных, отсутствия аварий. Женщинам – счастья – семейного, человеческого. Заработной платы побольше, чтобы мы имели возможность поехать туда, куда мы хотим, а не туда, куда можем. У подруги, которая живет в Канаде, выходит замуж дочь, свадьба будет на Карибах. Почему бы нам с мужем не поехать и не поздравить девочку, которая выросла на наших глазах? Но мы не в состоянии это сделать, у нас нет столько денег – ни на дорогу, ни на подарок.

Наталья Прончатова

Добавить комментарий