Леонид Графов работает слесарем в отделении листоотделки ЛПЦ-2. Его имя внесено на Доску почета. Леонид Анатольевич проработал на комбинате без малого 40 лет, из них 36 лет – в одной должности. Сейчас помимо основной работы он плотничает и работает на погрузчике. По словам Леонида Анатольевича, это непросто, но вместе с тем интересно – не приходится сидеть на месте и выполнять изо дня в день одну и ту же работу. |
— Леонид Анатольевич, помните, как пришли на комбинат?
— На работу устроился в 1975 году. Четыре года отработал резчиком. Потом ушел на сборку дисковых ножей для продольных агрегатов. Сейчас работаю в пятой бригаде. В мою задачу входит полная оснастка продольных агрегатов для обеспечения их работы.
— 36 лет такой работой занимаетесь. Работать все так же интересно?
— На сегодня у меня широкий круг обязанностей — я и плотник, и водитель погрузчика, и слесарь.
— Это необходимость в связи с нехваткой людей?
— Да. В общем, такой режим работы мне подходит — не приходится сидеть на одном месте. И, кроме того, я востребован. Бывает, пообедать спокойно не могу – сплошные звонки и просьбы. Как плотника меня есть кому заменить, а на погрузчик никого нет. А без него что-то загрузить и выгрузить – настоящая проблема. Как плотник я делаю проводковую арматуру для первого, второго и пятого агрегатов, а, в общем, по цеху выполняю много работы. Не так давно мы завершили комнату на листоотделке – восстанавливали ее после пожара. Делали полностью все – пол, стены, потолок.
— Что разгружаете погрузчиком?
— Бочки с маслом для агрегатов, полиэтиленовую пленку для упаковщиков, бумагу. Если рулон весит 120 кг, нести его, конечно, тяжело. А так — выгружаю все из машины и отвожу на склад.
— Управлять погрузчиком сложно?
— Не так просто. Даже если вы водите машину, на погрузчике сразу не поедете. Там управление другое, колеса крутятся быстрее. Нужно иметь навыки, чтобы управлять, какое-то время поучиться. К тому же, погрузчик у нас старый, ему, наверное, лет 25 – 30. Он остался единственный в цехе и работает только потому, что я его сохранил. Сам ремонтирую, подбираю запчасти из ненужного старья. Как-то к нам приходили из группы «Прогресс», пообещали «выбить» новый. Но пока ничего нет. Через 4 года мне уходить на пенсию, кто будет заниматься погрузчиком, сказать сложно. Если он встанет, людям придется надрывать спины.
В целом проблема преемственности у нас стоит довольно остро. Раньше на участке было 12 человек, сейчас — шесть. Наши работники уходят на пенсию, но вместо них никто не приходит. Сейчас остался один, самый молодой из нас, который знает специфику работы. И это все. Чтобы во все вникнуть, новому человеку нужно хотя бы год на обучение. Молодежь к нам иногда приходит, и, в общем, молодым у нас нравится. Но большинство отпугивает зарплата – у нас люди получают и по 60 000. Я без совмещения получал бы около 80 – 85 тысяч тенге. Разве это деньги, если крутишься всю смену без остановки? Повышения разряда добиться почти невозможно. У нас есть примеры, когда человек и отучился, и работает по 6 разряду, а доплаты нет. И настроение уже совсем не то.
— На пенсию уйдете сразу, как только подойдет возраст?
— Да. Мне уже тяжеловато бегать. Раньше и грузы поднимали немаленькие, помню, когда работал резчиком, грузили по 40 вагонов за 8 часов. У нас был рекорд – 920 тонн в смену. А сейчас к концу дня сильно устаю.
— На работе вы – мастер на все руки. Дома, наверное, тоже постоянно что-то улучшаете, совершенствуете?
— Квартиры – и сыну, и себе — полностью сделал сам. Квартира сына перед тем, как мы ее купили, 10 лет стояла без хозяев. Там были только рамы и стены. За два года мы, можно сказать, отстроили все заново. Потом делали ремонт у себя: штукатурили, мазали, красили. Я сломал одну стену и сделал большой холл, заходишь – и сразу большое пространство.
— С такими талантами вам можно открывать собственное дело.
— Было бы лет сорок – ушел бы в бизнес. Сегодня на таких ремонтах люди зарабатывают большие деньги. Но здоровье у меня уже не то. Есть проблемы с рукой – поврежден локтевой нерв — раньше часто держал инструмент, постоянно крутил, поза была неудобная… Лечусь второй год, но пока результатов нет. Недавно начал иглоукалывание, стало немного лучше.
— На пенсии чем займетесь?
— На рыбалку буду ездить, это — святое дело. Сейчас тоже много ездим, чем дальше уезжаешь — тем лучше
— Вы говорили о сыне. Он работает на комбинате?
— Да. Он – помощник машиниста. Сейчас отучился, может заменить машиниста полностью. На комбинате работала и моя жена – в ОТК. Ушла по СДУ, посчитала, что невозможно работать, когда идут сплошные сокращения. Ответственность очень большая и требования растут. Сейчас ей есть чем заняться. У нас растет внук, его родители работают по сменам, поэтому нужно помогать.
Наталья Прончатова