В настоящее время Отраслевой горно-металлургический профессиональный союз «Казпрофметалл» объединяет более 170 тысяч работников отрасли. |
Основные направления деятельности сосредоточены на защите социально-трудовых прав и интересов работников (членов профсоюза), повышении уровня заработной платы и недопущении задолженности по ее выплате, сохранении и создании новых рабочих мест, обеспечении безопасности и охраны труда на производстве, противодействии ухудшению трудового законодательства.
В настоящее время Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан (далее – МЗСР) в рамках реализации пяти институциональных реформ Главы государства ведется работа по разработке проекта нового Трудового кодекса Республики Казахстан (далее – проект Кодекса), который направлен на либерализацию трудовых отношений – передачу многих важных в социальном плане функций по регулированию трудовых отношений между работниками и работодателями в коллективно-договорное поле, при этом значительными полномочиями наделяются работодатели.
В частности, проект Кодекса предусматривает расширение прав и возможностей работодателя в вопросах найма, увольнения и перевода работников, определения рабочего времени и отдыха, изменения условий труда, регулирования системы оплаты и нормирования труда (гарантии и компенсационные выплаты, индексация),вводится новое понятие «Прикомандирование персонала» и др.
Исключается минимальный стандарт оплаты труда – одна из реальных возможностей хоть как-то влиять на установление оптимальной заработной платы для наемных работников (тяжелые, вредные и опасные условия труда), а также институт общественных инспекторов по охране труда.
Сегодня в системе Федерации профсоюзов Казахстана насчитывается более 18 тысяч общественных инспекторов по охране труда, которыми в 2014 году выявлено 202 тысячи нарушений. При этом, число государственных инспекторов по труду в республике составляет всего около 260 человек, количество действующих предприятий — 180 тысяч.
В данном случае общественный контроль за соблюдением трудового законодательства на предприятиях, осуществляемый через общественных инспекторов по охране труда, бесспорная и явная помощь государственному контролю в обеспечении безопасных условий труда на производстве. Более того, деятельность общественных инспекторов по охране труда не требует финансирования из государственного бюджета.
Новая статья в проекте Кодекса о прикомандировании работника к другому юридическому лицу является скрытой формой так называемого «заемного труда», при котором работодатель снижает нагрузку на кадровую службу, сокращает расходы на содержание персонала и социальные гарантии, минимизирует риски и делегирует ответственность.
Считаем не допустимым уменьшение оплаты труда за сверхурочную работу, работу в праздничные и выходные дни, ночное время с 1,5 ставки до 1,25, а также увеличение предельного количества времени сверхурочных работ в год до 200 часов вместо 120.
Проектом Кодекса исключена норма, предусматривающая обязательное согласование актов работодателя с представителями работников. Теперь согласование с представителями работников будет проводиться только в случаях, предусмотренных соглашениями и коллективным договором. Такое положение дел ставит под сомнение приверженность принципам социального партнерства.
Изменяются сроки трудового договора, который в соответствии с проектом Кодекса может заключаться и продлеваться на неопределенное время, что, безусловно, будет только способствовать созданию в трудовых коллективах предприятий нестабильной обстановки, неуверенности и неопределенности в работе, халатному отношению к своим обязанностям.
В целом, рассмотрев и изучив концепцию проекта Кодекса, и принимая участие в составе рабочей группы по его разработке при МЗСР, становится очевидным, что проект ухудшает существующие трудовые права и социальные гарантии работников.
Предложения и доводы профсоюзов разработчиком проекта Кодекса практически не учитываются за исключением некоторых незначительных моментов.
Складывается ощущение, что бизнес с помощью органов государственной власти старается минимизировать свою ответственность перед работниками, перекладывая на них большую часть рисков в отношениях с работодателем.
В современных условиях работодатели все чаще ориентируются на привлечение временного персонала и минимальные гарантии работникам, что приводит к растущему неравенству, нестабильности трудовых отношений и является причиной возникновения во многих странах протестных движений.
Так, либерализация трудовых отношений — в 2010 году — в Испании, в 2012 году — в Литве — привели к массовым акциям протеста рабочих. Сегодня протестные акции возникают в Кыргызстане, где правительство инициировало внесение изменений в трудовое законодательство в целях обеспечения баланса прав работодателей и работников.
Кроме того, проект Кодекса разрабатывается в спешке, что в конечном итоге отразится на его качестве и приведет к дисбалансу интересов сторон трудовых отношений.
В своем Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года Стратегия «Казахстан-2050» Президент Республики Казахстан говорил о формировании принципиально новой модели трудовых отношений, сочетающей поддержку предпринимательства с учетом интересов работников.
Как известно, сегодня от человека труда в значительной мере зависит рост экономического потенциала страны. Только благодаря работнику осуществляется производство, осваиваются новая техника и технологии. Именно он является главным фактором производительности и конкурентоспособности любой страны.
Устойчивое развитие экономики на базе создания достойных рабочих мест, развитие человеческого капитала, наращивание его качества, рост доходов, улучшение уровня жизни населения – это должно быть нашей общей целью.
Учитывая изложенное, Отраслевой горно-металлургический профессиональный союз «Казпрофметалл» обращается к вам с призывом не допустить ухудшения трудовых прав и социальных гарантий работников по сравнению с действующим трудовым законодательством, достигнутых за многие годы работы совместными усилиями социальных партнеров.
Мы уверены, что социально-трудовые отношения, построенные на принципах социального партнёрства с органами власти и работодателями (объединениями работодателей), уважении прав человека, взаимоприемлемом сочетании интересов наёмных работников, работодателей и государства, способны эффективно обеспечивать устойчивое экономическое и социальное развитие страны.