Художественный симпозиум стартовал

К 30 июня в Темиртау появятся 10 новых скульптур и 25 живописных полотен
Две значимых даты для казахстанцев и в первую очередь для горожан легендарной Магнитки дали повод встретиться и объединиться в своих творческих усилиях группе профессиональных скульпторов. В результате их конкурсной деятельности, поставленной перед ними художественной задачи исполнится заветная мечта многих темиртаусцев: в городе появятся парковые скульптуры.
На территории санатория-профилактория «Самал» вот уже более двух недель из определенного организаторами срока в месяц врезаются болгарками, троянками и шпунтами в природный камень ракушечник, доставленный блоками из Мангышлака, 10 скульпторов из разных городов Казахстана: Кокшетау, Алматы, Астаны, Караганды, Темиртау, а также представители России из г. Красноярска.
Международный симпозиум-пленэр проводится в нашем городе, да и в Карагандинской области впервые. Инициаторами этой акции выступили художественный фонд г. Караганды, маслихат г. Темиртау при финансовой поддержке администрации «АрселорМиттал Темиртау».
Скульпторам предстоит выполнить, согласно утвержденным эскизам, фигурные композиции.
Безусловно, все они отдали предпочтение национальной тематике, имеющей нравственную, историческую, общечеловеческую смысловую нагрузку.
Из-под резца ваятеля, выйдут произведения, над которыми можно будет поразмыслить, а не только их созерцать.
В пробивающихся из камня контурах легко угадывается батыр-беркутшы. На его руке верный друг сокол. Александр Ткачук из г. Красноярска назвал свою работу «Сак». Вместе со своим коллегой, профессором Красноярского государственного художественного института, членом Союза художников России, живописцем Сергеем Горбатко, преподаватель факультета скульптуры Александр Ткачук оказался в Казахстане впервые. Не сговариваясь, оба выразили удовольствие от пребывания на нашей земле и предоставленными для проживания и работы условиями. Их тронули аскетизм и тонкость нашей природы, скромные карагачи, украшающие степной ландшафт. Были удивлены и поражены когда узнали, что правобережные зоны отдыха озеленены руками людей.
Так случилось, что красноярец С.Горбатко учился в студенчестве с председателем Карагандинского Союза художников В.К.Проценко, членом-корреспондентом Казахской академии художеств, одним из руководителей этого проекта. Задумка и осуществление данного форума – заслуга карагандинца. На гостеприимной земле Казахстана встретились теперь уже маститые, титулованные сокурсники.
За плечами живописца-красноярца творческая командировка в Китай, где за 40 дней он выполнил 67 работ, из них была оформлена персональная выставка в г. Харбине. Участвовал в фестивале русского искусства в Корее. 19 работ оказались на выставке в результате поездки с группой художников в Германию. Повидав мир и, наверняка, его красоты, наш гость утверждает, что влюбился в Казахстан и теперь, живя в богатейшем своею уникальной природой крае, он будет скучать по скромным пейзажам Сарыарки. К слову сказать, группе художников, участникам пленэра, предстоит встреча с Каркаралинском, жемчужиной нашей  области. Говоря все это, художник уверенными мазками  запечатлевает на мольберте картину с натуры: работу коллег, группу скульпторов, участников пленэрного конкурса.
Победителей после подведения итогов окажется трое. Но все десять работ – подарок городу к торжественным юбилейным датам. Они украсят площадь у городского историко-краеведческого музея, городского дворца культуры и у акимата. Уже на начальной стадии работы конкурсантов легко угадываются и безошибочно обозначаются композиции и темы скульптур. Особый разговор о земляках-карагандинцах, хотя интересны личности скульпторов из других городов.
Попов Юрий Григорьевич из Кокшетау. Он участник 8 подобных симпозиумов-пленэров, был в творческой командировке во Львове. Как керамист участвовал в 1987 году в персональной выставке в Темиртау. Из его блока-ракушечника постепенно проступает вечная Мадонна с ребенком на руках. Основание камня будет украшать растительный орнамент. Женщина родоначальница станет хранительницей всех матерей Темиртау, символом великой природной  миссии – материнства.
Тема детства оригинально раскрывается в скульптурной композиции «Тройня» алмаатинца Кайранбая Бахтияра. Молодой скульптор был участником смпозиума-пленэра в г. Уральске, он дипломант фестиваля «Шабыт» в Астане. Своей скульптурой автор символизирует мечту о рождении чуда природы – тройняшек в семьях жителей нашего города и страны.
Карагандинец Бексултанов Амангельды, участник выставок в городах Павлодар, Юрмала, имеет в отличие от других скульпторов навыки работы с непростым камнем ракушечником. Для скульптур гораздо предпочтительнее все-таки легко поддающийся обработке песчаник. Но условия для всех одинаковые. Все блоки ракушечника не имеют однородности и плотности, а напротив, имеют  выпадания на месте ракушек, вкрапленных в камень, почти живых, несмотря  на тысячелетия, а может быть, миллионы лет формирования его в природе. Поэтому материал может дать самый неожиданный отрицательный эффект, а значит дополнительные затраты во времени и головную боль автору. Сам же по себе, на месте спилов, слегка отшлифованный, чуть розоватый камень смотрится естественно и оригинально.
Алмаатинец поставил перед собой задачу: превратить глыбу  в изящную женщину, сажающую дерево. Поясняя задумку, он философствует: «Мужчины или воюют, или плавят сталь, а женщины украшают землю». Тему, связанную с выплавкой стали, поддерживает в своей работе карагандинец Калмаханов Айдархан. Он вырубает молекулу «Микрокосмос – металлург».
Наш земляк, Александр Болюх, член Союза художников РК, живописец, график, керамист, скульптор, участник многих престижных алматинских выставок, представляемых художественной галереей «Инкар», автор трех персональных ретроспективных выставок в Государственном музее искусств им. А.Кастеева, персональной выставки в Темиртау, известен горожанам по своим работам: обновленный интерьер ТЮЗа, мозаика на бывшей гостинице «Чайка» (ныне здание налоговой инспекции) и по двум барельефам на мемориальных досках: на Казтелекоме В.Кабанову и на доме поэта-фронтовика Г.Григориади.
Для своей скульптуры Александр взял вечную тему искусства. Он работает над образом кобызистки, носительницы музыкального наследия – кюев. Этот образ до боли знаком всем, как и сам инструмент — национальная гордость, создание прародителя казахов легендарного Ата-Коркыта. Работая под пронзительный визг «болгарки», Александр слышит не ее, а звенящий под жарким ветром ковыль, улавливает в степных звуках мелодии кюев Курмангазы. Тема истории и искусства Казахстана уже отражена художником в графических работах в книге о Темиртау Р.Сейсенбаева. Он автор живописно-графической серии «Сказание об Отраре», «Оружейники», «Акын», «Культура», «Осада», «Последняя ночь Каирхана». Как хан Каир, защищал город, защищал книги знаменитой библиотеки – веками собранную мудрость для потомков, так Александр обобщающим образом кобызистки хочет напомнить нам о наших истоках, о той красоте, заключенной и в музыке, которая должна спасти мир.
Из продолжительного разговора с конкурсантами стало понятно, что не личные амбиции, не столько желание победить сейчас в голове и в сердце каждого из 10 участников. Нет. Их радует сама возможность практического обмена профессиональным опытом, человеческого общения.
Бывшие дети одной страны, жители одной планеты Земля встретились на казахстанской земле уникальной Карагандинской области, чтобы оставить свой след – украсить город металлургов, подарить темиртаусцам в славную дату – 50-летия Магнитки кусочек своего таланта и, конечно же сердца, свой труд и пот, затраченный и пролитый во время этой нелегкой схватки человека с камнем.
Поэт сказал: «Творенье может пережить творца. Творец уйдет,  но образ, им запечатленный, надолго будет согревать сердца». Пожелаем всем удачи, победы, хорошей погоды и скорой встречи с шедеврами парковой скульптуры.
Т.Ромашихина-Кравцова,
участник л/о «Магнит»,
член Союза писателей
Карагандинской области

Добавить комментарий