31 марта в ДНТИ прошло выездное заседание трехсторонней комиссии по социальному партнерству во главе с акимом области Нурмухамбетом Абдибековым. На встрече были заслушаны выступления о состоянии социально-трудовых отношений и исполнении условий коллективных договоров между администрацией АО «АМТ», профсоюзами «Жактау» и «Коргау», а также информация о результатах мониторинга выполнения меморандума по вопросам стабилизации производственных процессов, обеспечения трудовых прав и трудоустройства работников. |
Во вступительном слове глава области отметил, что основной задачей трехсторонней комиссии по-прежнему остается предупреждение трудовых конфликтов.
— Нужно находить золотую середину, решение, которое одновременно учитывает проблемы трудового коллектива и интересы работодателей. Мы подписываем меморандумы – с работодателем, профсоюзами, и этими соглашениями закреплены определенные гарантии. Одна из них – сохранение рабочих мест. Поэтому важно, чтобы бизнес в полном объеме выполнял те социальные обязательства, которые он взял на себя при заключении трехстороннего соглашения, — пояснил Нурмухамбет Абдибеков.
В. Щетинин: «Поводов для сокращений нет!»
Первым перед членами комиссии выступил председатель Профсоюза металлургов «Жактау» Виктор Щетинин. Он отметил, что создание нормального рабочего климата на предприятии имеет большое значение для города, предприятия, и в целом, всей области. И правлением, и профсоюзами делается многое, чтобы комбинат работал стабильно, люди были защищены и имели гарантированный пакет социальных льгот.
— Для решения этих задач в прошлом году был подписан новый коллективный договор, — продолжил глава профсоюза. — В начале года традиционно был принят график «круглых столов» – встреч, которые проводятся с участием представителей трудового коллектива, администрации и профсоюза. Дополнительно в цехах совещания проводят директора, руководители переделов, служб, председатели профкомов, — для рассмотрения ситуации по ТБ, обсуждения проблем производства и качества. Все это делается для того, чтобы работники комбината были в курсе происходящих событий, а руководители знали о проблемах, с которыми люди сталкиваются на рабочих местах.
Виктор Щетинин отметил, что благодаря переговорам между профсоюзом и правлением решен вопрос по индексации заработной платы в полном объеме, как это предусмотрено соответствующим положением. Продолжено обсуждение вопроса по срокам выплаты 13-й зарплаты. На сегодня правление просит отложить выплату на три месяца, но профсоюз намерен договориться с администрацией на более приемлемых условиях.
— Больше всего нас волнует вопрос сокращения численности персонала. Несмотря на подписанный в феврале этого года меморандум, где оговаривается недопустимость сокращений, с 19 февраля мы получили четыре проекта по выводу подразделений комбината в аутсорсинг — в общей сложности, это 160 человек, с 25 февраля — три уведомления о сокращении численности на 170 человек. То есть, на сегодня стоит вопрос о сокращении 330 человек. В меморандуме указано, что сокращения возможны только в случае спада производства. Но производственные показатели с начала года свидетельствуют об обратном: в январе мы выплавили 226 тысяч тонн чугуна, в марте ожидается 320 тысяч. Показатели по стали: январь – 228 тысяч, март – 350 тысяч тонн. Отгрузка: январь – 227 тысяч, март — 250 тысяч тонн. Под такой рост производства выпускать приказы по сокращению абсолютно неправильно. Мы встречались с руководством по этому поводу, но пока взаимопонимания не нашли. Мы дали свое мотивированное мнение о том, что не согласны с такой постановкой вопроса, но несовершенство нашего трудового законодательства дает возможность правлению проводить мероприятия по сокращению персонала, несмотря на наше несогласие.
— В то время, как сокращают наших работников, АМТ принимает людей по аутстаффингу, со стороны, — продолжил руководитель профсоюза. – На этих людей не распространяются ни социальные гарантии, ни коллективный договор, но эти работники не могут отказаться от таких условий с учетом ситуации, которая складывается на рынке труда. Мы неоднократно обращались в прокуратуру, госорганы с просьбой разъяснить – если ли в нашем законодательстве такое понятие – прием на работу по аутстаффингу? Но ответа пока нет.
Виктор Петрович поднял вопрос и о нормативной численности. Несколько лет назад АМТ была проведена большая работа по определению нормативов по рабочим специальностям, которые затем были утверждены в правительстве. Но на сегодня АМТ этих нормативов не придерживается.
Д. Павлов: «Компания не выставляет людей за забор»
Свои пояснении по поводу информации, озвученной председателем профсоюза, дал директор по трудовым ресурсам и трудовым отношениям Дмитрий Павлов.
— На сегодня у нас три основных потребителя: Россия, Казахстан, Иран. Большая часть нашей продукции — порядка 35% — идет в Иран, порядка 20% — на Казахстан, 25% — в Россию. На сегодня все эти страны испытывают серьезные экономические трудности, в связи с чем потребление металла снизилось. Соответственно, уменьшилась прибыль АМТ, и поэтому мы ищем другие рынки сбыта, — рассказал г-н Павлов. – Численность персонала у нас действительно снижается. Это связано с низким показателем производительности труда. Производство стали на одного человека в прошлом году составило 255 тонн, для сравнения это в два раза меньше, чем на Магнитогорском металлургическом комбинате.
Издание приказов по сокращению численности Дмитрий Павлов объяснил так: на комбинате действует СДУ, и по этой программе часто увольняются работники предпенсионного возраста. Их места освобождаются, и на эти позиции переводят людей, подпадающих под сокращение.
— Получается, что мы не выставляем людей за забор, а просто перераспределяем их внутри компании. А приказы по сокращению мы выпускаем по тем позициям, где численность работников, по нашим расчетам нужно снижать.
Г-н Павлов никак не откомментировал слова председателя профсоюза о том, что предлагают подпадающим под сокращение «арселоровцам». Чаще всего, это физически тяжелая и «грязная» работа, на которую никто не идет. А если работник отказывается от предложенного места, компания имеет право его уволить. Зато с большим удовольствием Дмитрий Павлов рассказал, почему компания применяет систему аутстаффинга. Она очень выгодна для АМТ, поскольку позволяет экономить на социальном пакете и льготах, предусмотренных колдоговором. Людей принимают на временную работу, а когда они становятся не нужны, с ними просто расторгают договор. Тем не менее, Дмитрий Павлов считает аустаффинг вполне достойной практикой.
— Работники, привлеченные по аутстаффингу, получают хорошую зарплату, она больше, чем в «подрядках». Кроме этого, за счет системы аутстаффинга мы создаём дополнительные рабочие места, пусть временные, и, соответственно, помогаем бизнесу развиваться.
Похожие плюсы, по мнению г-на Павлова, у программы аутсорсинга. В этом году АМТ планирует вывести по ней порядка 600 человек.
Что касается нормативов, по словам г-на Павлова, на комбинате строго контролируют соответствие фактической и нормативной численности. А с учетом привлеченного персонала в цехах даже есть излишки. К примеру, на КХП — плюс 4 человека, в ЦОИ – плюс 18 человек и т.д.
— К сожалению, профсоюзу не нравится, что мы учитываем привлеченный персонал, но по закону мы должны это делать, — отметил г-н Павлов.
Н. Абдибеков: «Аутсорсинг не должен вредить интересам людей»
После выступлений представителей правления и администрации свою точку зрения высказал аким области Нурмухамбет Абдибеков. Он отметил, что практика вывода подразделений в аутсорсинг применяется нефтяными компаниями. Такая система имеет право на существование, но выводить людей нужно «аккуратно», чтобы не навредить их интересам.
— Аустаффинг и аутсорсинг действительно не зарегулированы никакими нормативными документами. На мой взгляд, это создает некий правовой вакуум, который надо срочно заполнять. От нашей комиссии можно инициировать обращение в правительство, чтобы отрегулировать это законодательно, и чтобы это работало на интересы наших людей, — отметил аким.
По словам главы области, его насторажила информация по нормативной численности. Если есть нормативы, но идет сокращение персонала, управлению по труду нужно проверить, насколько это согласуется с законом.
— Понятно, что это сказывается на безопасности труда. Если работа выполняется меньшим числом людей, здесь закладывается мина замедленного действия, — пояснил г-н Абдибеков.
После завершения обсуждения руководству АО «АМТ» были даны некоторые рекомендации, в частности, о необходимости издавать акты работодателя в соответствии с требованиями ст. 12 ТК РК – с учетом мнения или по согласованию с представителями работников, принимать все возможные меры по трудоустройству работников, подпадающих под сокращение. В корпоративных СМИ и на сайте компании будут размещены тексты колдоговоров и меморандума, заключенного с акиматом области. Руководителям профсоюзов поручено продолжать ведение конструктивного социального диалога с руководством АМТ.
На заседании трехсторонней комиссии был затронут вопрос о долгах АМТ перед подрядчиками. Во многих организациях люди не получают зарплату с января. Суммы долга исчисляются десятками миллионов тенге. Как пояснил Дмитрий Павлов, администрация проводит беседы с руководителями подрядок и просит их «потерпеть» до лучших времен. На сегодня подрядчикам предлагают ограниченные суммы, которых хватит только на выплату текущей заработной платы.
Наталья Прончатова