Музейные мастер-классы

12 марта в преддверии праздника Наурыз в рамках научно-исследовательского проекта «Национальные традиции и сохранение культурного наследия» в городском историко-краеведческом музее было проведено мероприятие «Ремесленная мастерская». Секретами мастерства с учащимися школ №№8, 10 делились резчик по дереву Толеугазы Дуйсенбеков, работающий столяром в ЦРМО-4 АО «АМТ», автор работ в технике «чи» — преподаватель технологии школы №10 Салтанат Оспанкулова, художник музея Хайниса Мустафина, познакомившая школьников с азами плетения гобеленов. Школьники стали участниками мастер-класса и по изготовлению корпе.

Инструменты из кедра звучат по-особому
Толеугазы Дуйсенбеков занимается резьбой по дереву около 20 лет. Работа с деревом для него — и профессия, и хобби. Толеугазы работает по заказу, изготавливает мебель для собственного дома, мастерит вещи для выставок – городских, областных и республиканских.
– Дома у меня своя мастерская, там есть станки. На них делаю заготовки, а узоры, в основном, вручную, — рассказывает мастер. — Каждое дерево вырезается по-своему. Музыкальный инструмент лучше делать из кедра, тогда он чисто звучит. Из карагача можно делать стулья и маленькие детские креслица.
Толеугазы — самоучка. У его деда был такой же талант, и возможно, умение резать по дереву передалось по наследству. Толеугазы Дуйсенбеков начинал с того, что готовил эскизы узора для сырмака, а потом взялся за дерево. Будучи школьником, учился резьбе сам. Потом брал уроки у алматинских мастеров. Тогда они выполняли заказ – 24-канатную юрту и инкрустировали ее костью и серебром. Делали коллекцию для Тохтара Аубакирова – круглый стол и скамейки с национальным орнаментом.
В музее Толеугазы Дуйсенбеков показывал школьникам способы резьбы по дереву на заготовках для мебели – с уже нанесенным рисунком.

Эмблемы ЭКСПО в технике «чи»
Салтанат Оспанкулова показывала, как изготовить панно с помощью техники «чи». Нужно взять высушенные стебли обычного камыша, и тщательно обмотать их нитками. Нитки подбираются в зависимости от тех цветов, которые есть на эскизе.
— Сегодня мы показываем, как сделать на панно эмблему ЭКСПО, поэтому выбрали клубки желтого, зеленого, синего цветов. Чтобы получилось красиво, нужно много терпения, работа очень кропотливая, требует аккуратности, наматывать нитки нужно строго в соответствии с эскизом, — говорит Салтанат Оспанкулова. – Готовые камышинки связывают друг с другом по бокам опорными нитями.
По словам мастера, в школе у нее много учениц – подходят после уроков, спрашивают, когда есть свободное время, хотят учиться рукоделию. Получается что-то вроде бесплатного кружка. Девчонки учатся работать и с бисером, делают сувениры в подарок родным. Иногда техникой техникой «чи» интересуются и мальчишки.

С чего начинается гобелен
Хайниса Мустафина рассказала, с чего начинается гобелен: нужно сколотить раму, вбить в два ряда гвозди и натянуть на них нитки. Закрепить специальными узлами снизу, чтобы получилось горизонтальное пересечение, подготовить эскиз, и можно начинать плетение.
Эскиз орнамента ставится за рамой, на нитях основы по этому эскизу вяжутся узлы. Если гобелен ворсовый – концы нити оставляются на определенную длину. Если гладкий, плетение делается по горизонтали.
— Обычно делают несколько рядов с ворсом, несколько – гладких, чтобы плетение было крепким, — говорит Хайниса Мустафина. — А когда гобелен готов, он закрепляется сверху и просто срезается с нитей основы. Рама может быть любого размера. Мастера делают ее на всю стену, а после завершения работы натягивают новые нити.
Сегодня в музее выставлены гобелены Аклимы Марденовой, поэтому пришедшие на мастер-классы школьники могли посмотреть, что получится после многочасового труда над гобеленом.

У рукодельницы характер «золотой»
С историей и технологией изготовления корпе школьников ознакомила Салиман апа Омирбекова. По словам замдиректора музея Лейлы Аликеевой, в казахских семьях изготовлению вещей и предметов домашнего обихода издавна придавалось особе значение.
— К примеру, девушки шили корпе и это была главной частью приданого. Если девушка была хорошей мастерицей, отношение к ней со стороны родни жениха была совсем другим, такую невестку носили на руках. Считается, что шитье, плетение и вязание делает девушку более усидчивой и терпеливой,- рассказывает Лейла Аликеева. – В изготовлении таких вещей все имеет свой смысл – и орнамент, и цвет ткани, и даже ее качество. Мастерицы всегда старались выбирать для корпе богатый, мягкий и приятный на ощупь материал.
Хозяйку всегда ценили за умение создать уют и комфорт как для своего мужа, так и для гостей. Именно поэтому тех, кто приходит в дом, сажают на сложенные друг на друга корпе и это считается особым знаком внимания со стороны хозяев.
— Конечно, детям интересней увидеть, как делаются вещи, чем сто раз об этом слышать. Наше мероприятие имеет и воспитательный смысл – привить и любовь к культуре своего народа, — говорит сотрудник музея. — Молодежь сейчас все больше интересуется ремеслом, на мой взгляд, свою роль в этом играет пропаганда, которая сегодня ведется и в школах, и в музеях, и в СМИ.

Наталья Прончатова

Добавить комментарий