Система присвоения разрядов работникам комбината по-прежнему вызывает много вопросов – их задают на «круглых столах», с ними рабочие приходят в профкомы подразделений и к своим руководителям. Работники «АМТ» не совсем понимают, почему человек проходит обучение в ОРОП, но после этого далеко не всегда работает по повышенному разряду или работает только время от времени. Бывают и другие случаи: человек выполняет работу более высокой квалификации, но ему платят по разряду ниже. «Магнитка плюс» обобщила некоторую информацию по этой теме и попыталась получить рекомендации от руководства комбината – что делать в тех случаях, когда присвоение разряда растягивается на месяцы и даже годы. |
Если работник отучился, это не значит, что ему присвоили разряд
Менеджер по планированию процесса обучения ОРОП Надежда Косачева пояснила: работников комбината учат для повышения разряда строго по заявке структурных подразделений. В заявке указано, что определенное подразделение направляет своего работника на обучение в ОРОП с отрывом от производства для повышения квалификации. Заявку подписывают инженер БОТ, который добавляет обоснование (работник обучается для резерва, либо по вакансии и т.д), и начальник цеха.
— Мы не можем взять на обучение Иванова Ивана Ивановича только потому, что он захотел, — поясняет Надежда Викторовна. — Когда заявка получена, мы обучаем человека согласно графику открытия групп. До этого он должен пройти стажировку на рабочем месте по тому разряду, на который претендует, чтобы приобрести практические навыки. Стажировка может длиться от 2 недель до одного месяца. После нее работник приходит к нам в ОРОП, получает теоретические знания и сдает экзамены. Если у него хороший результат (80%), в его свидетельстве о профессиях делается запись о прохождении обучения по определенному разряду. Но что касается присвоения разряда, это дело структурного подразделения. Работник, прошедший обучение, пишет заявление на имя начальника цеха, и все остальное — на его усмотрение. Возможно, что человека будут использовать на работах повышенного разряда не постоянно, а по необходимости.
По словам Надежды Косачевой, группы обучения в ОРОП открываются на постоянной основе, это процесс представляет почти непрерывный поток.
— Каждый месяц у нас открывается по две группы слесарей-энергетиков, механиков, электромонтеров, группы обучения по редким специальностям. Если у какого-то цеха возникла необходимость, мы можем открыть группу вне графика, по просьбе структурного подразделения.
«Руководство не хочет платить людям больше»
После того, как документы на повышение разряда собраны (заявление от работника, обоснование и представление – со стороны руководства цеха), их направляют менеджеру по трудовым ресурсам и трудовым отношениям Сергею Столповскому. В представлении начальник цеха указывает, что он ходатайствует о присвоении разряда. Затем отдел реструктуризации должен доказать, что человек действительно выполняет работу соответствующей квалификации. Для этого сотрудники отдела выходят в цеха и соотносят то, что делает человек, с требованиями ЕТКС — Единого тарифного квалификационного справочника. В нем по каждой профессии расписаны работы, которые соответствуют определенному разряду. Если отдел реструктуризации приходит к выводу, что человек действительно выполняет работу нужной квалификации, он направляет документ о присвоении разряда на подпись директору по трудовым ресурсам и трудовым отношениям Дмитрию Павлову. Но далеко не всегда эта система работает так, как это необходимо.
В профкомах цехов вопрос присвоения разрядов давно «набил оскомину». К примеру, в УЖДТ вопрос о шести работниках тепловозного депо решается в течение двух лет. По словам председателя профкома Виктора Панова, ходатайство было передано Сергею Столповскому, председателю профсоюза «Жактау» Виктору Щетинину. На сегодня профком, наконец, уверили, что вопрос по названным работникам будет решен.
— Почему процедура затягивается, непонятно, — говорит Виктор Александрович. — То документы теряются, то находятся еще какие-то причины. Наши руководители вроде бы и работают в этом направлении, но результат всё равно не тот.
В профкоме ЛПЦ-2 в течение полутора лет «бьются» за присвоение 6 разряда слесарю-ремонтнику Андрею Телицкому. Работник прошел обучение в ОРОП на 6 разряд в ноябре 2013 года, но сейчас, имея квалификацию и выполняя работу 6 разряда, он получает зарплату по пятому. По этому поводу документы были направлены г-ну Столповскому, председатель профкома встречался с ним лично, руководство цеха направляло свои обращения, но ситуация не меняется.
— Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, в чем дело, – человеку просто не хотят платить то, что он действительно заслуживает, — говорит председатель профкома цеха Вениамин Марченко. — А выполнение работы по повышенной квалификации с него требуют – производство ведь не шуточное. И одному Богу известно, как удается повысить разряд хотя бы некоторым рабочим.
По поводу того же работника Дмитрию Павлову была направлена служебная записка за подписью начальника цеха Евгения Хицко. В ней указано, что, оплачивая труд работника по пятому разряду, руководство комбината нарушает Трудовое законодательство РК.
— Но и на эти аргументы наши руководители не отреагировали, — говорит Вениамин Павлович. — Я вновь встретился с Сергеем Столповским, и он сообщил, что обоснования у него просто нет. Куда оно могло деться, никто не знает. Во время нашей встречи я объяснил, что человек, за которого мы ходатайствуем, не только хороший работник, но и общественный инспектор, выполняет профсоюзную работу, и мы будем стоять за него до конца. В итоге нам пообещали, что результат все-таки будет положительным.
Вениамин Павлович добавляет, что с технологами почти не бывает проблем, повышенный разряд им присваивают достаточно быстро. Как и машинистам кранов. Но с ремонтным персоналом дело обстоит сложнее. В отделе реструктуризации говорят, что бывает очень сложно определить, по «какому разряду ремонтники крутят гайку, — по пятому или шестому». Может, ее можно закрутить быстрее, но кто будет стоять над слесарем с секундомером в руках?
«Раньше людям переплачивали, причем незаконно»
По мнению Дмитрия Павлова, работники комбината просто привыкли к той системе, которая была раньше, и поэтому нынешнюю воспринимают «в штыки».
— На самом деле, прежняя процедура была неправильной. Мы ежегодно обучали порядка 3 000 человек, и всем, кто получил разряд, независимо от того, работал человек по нему или нет, автоматически присваивали повышенный разряд. И, соответственно, зарплата становилась выше. Но эту схему мы сломали — года три назад. Сейчас человек получает зарплату по повышенному разряду, только если действительно выполняет работу более высокой квалификации. Мы продолжаем учить людей, но по большей части готовим резерв на будущее. То есть, если с определенного места работы уходит человек с высоким разрядом, по этому же разряду может работать человек, который приходит на смену. Для сравнения — сейчас повышенные разряды получают не больше 500 человек в год.
— Но есть случай, когда человек с 6 разрядом работает на месте своего коллеги, ушедшего на пенсию, но зарплату получает, как и раньше, по пятому.
— Такое бывает. Если кто-то что-то упустил, пропустил. Поэтому руководитель цеха должен написать заявку. Но, в общем, разряды мы повышаем, я практически каждую неделю подписываю достаточно большое количество заявлений.
— Но есть примеры, когда повышения разряда ждут по полтора — два года.
— Тогда, скорее всего, человек не работает по повышенному разряду. Сергей Валентинович Столповский со своей командой все это обязательно проверяют.
— Говорят, что возникает много проблем по ремонтному персоналу.
— Никаких сложностей там нет. Просто ремонтники могут работать на разных местах, сегодня — здесь, завтра – там. Но и в этом случае можно прийти, посмотреть, что именно делает человек. Сложности на самом деле есть, когда работник на 90% работает по 4 разряду, и на 10% — по пятому.
— У вас есть такая установка – просто не платить людям больше для экономии средств?
— Абсолютно нет. Все, что приносит моя команда, — после того, как они все тщательно проверили, и решили, что человеку действительно нужен более высокий разряд, — я подписываю. Конечно, у меня есть задача зря не перерасходовать фонд заработной платы, и понятно, что новая система дает определенную экономию. Но это не означает, что мы намеренно не хотим кому-то платить. Просто раньше мы переплачивали людям, причем незаконно, а сейчас этого нет. И я считаю, что в любом случае принятие новой системы было правильным решением.
Наталья Прончатова