А. П. Соколов: «Горжусь, что мне довелось играть в сводном оркестре на Параде Победы в Москве!»

Великая Отечественная война изменила миллионы судеб, она кидала людей из одной части континента в другую, а что им довелось увидеть и пережить – нам, мирным людям, не понять… Парад Победы в Великой Отечественной войне, прошедший на Красной площади в Москве в 1945 году нам кажется далеким событием, о котором мы читали в книгах по истории, да видели в кадрах документальной кинохроники. А темиртаусец, ветеран ВОВ Александр Павлович Соколов, принимал в нем участие – играл в сводном оркестре.

Начало войны
Родился Александр Павлович 22 августа 1924 года в деревне Желмино Ярославской области в семье крестьянина. Кроме него в семье было еще двое сыновей. Старший его брат, который ушел в армию еще в 1940 году, сгинул в плену… А самого Александра Павловича забрали в армию летом 1942 года. О том времени он вспоминает:
— Вначале попал в Бершевские лагеря, это на Урале, на станции Тайга. От этой станции нужно еще идти пешком в лес, где располагались два 2-этажных здания для командования и землянки для солдат. Это был 21-й лыжный полк. Нужно сразу сказать, что меня вызывали в комитет комсомола — специально искали людей для этого полка, а я до войны был кандидатом в мастера спорта по лыжам. И ушел в армию добровольно. В специальный лыжный полк меня взяли сразу. Принял присягу. Месяц пробыл там и вышел приказ: расформировать 21-й полк…
А потом приехали два мичмана – набирать в морскую пехоту людей. Решил и Александр Павлович попробовать — ведь все рвались на фронт. Успешно прошел медкомиссию, кроме него со всех полков отобрали 60 человек.
— Погрузили нас в три «телячьих» вагона: два – для солдат, а в одном – сухой паек и два мичмана, — рассказывает ветеран. — И пока ехали до Перми, где базировалась морская школа, эти два мичмана весь сухой паек солдатский продали-пропили, а документы солдатские потеряли. И в районе станции Чусовая этих двух мичманов арестовали, а нас держали «под винтовкой». Некоторые из второго вагона сбежали, а в нашем вагоне я был за старшего и двое суток мы терпеливо сидели. Руководство думало, куда нас девать. И решили отправить в Елуторовск – город, где раньше отбывали сроки политзаключенные. Вначале нас повезли в пулеметный учебный полк, но там укомплектовано все было, нас не приняли. И привели в учебный минометный 13-й полк.

«Ты музыкант?», «Никак нет, я – солдат!»
А потом произошло событие, которое сыграло в его дальнейшей воинской службе особую роль. Нужно отметить, что с 1937 года Александр Павлович жил в Красноуральске – работал с 13-ти лет. И игра в оркестре, он был музыкантом, вначале на трубе играл, потом на баритоне. Руководил коллективом старший брат, а когда забрали в армию, его место занял Александр Павлович.
И вот уже во время службы в учебном полку во время физзарядки услышал он, как кто-то марш играет на трубе. В армии музыканты на особом счету, так как хорошо известно, что музыка способна воинский дух поднять лучше любого слова.
— Я попросил старшину разрешения пообщаться с трубачом, выяснилось, что его зовут Володя – он со своей трубой в армию пришел, и для поднятия духа каждый день играет во время зарядок, — рассказывает Александр Павлович. — Я спросил, почему он играет один, почему нет оркестра. Он ответил, что командир полка хотел бы конечно оркестр создать, но инструментов-то нет… Я ему рассказал, что до войны был музыкантом, что руководил оркестром. И спустя несколько дней вызвал меня командир полка. Сходу спросил: «Ты музыкант?». Я отвечаю: «Никак нет, я – солдат». Он уточнил, что имел в виду гражданскую профессию. Я рассказал, что был у меня до войны опыт игры в оркестре… Он спросил, могу ли я достать инструменты, я вызвался попробовать, но нужен был какой-то документ. Он сделал бумагу. И дали мне на 10 дней отпуск домой…

«Мне было страшно смотреть на людей»
— Я приехал домой, — продолжает рассказ Александр Павлович. — Мама одна дома была, брат скот пас. Побыл с матерью, пообщался, а на следующий день пошел в клуб, где руководил оркестром до войны. Его руководителем на тот момент была женщина. Ее супруг возглавлял завод, который эвакуировали в Красноуральск. И когда я уходил в армию, она уже заведовала клубом, поэтому я был знаком с ней. Поговорили мы, она сказала, что помочь может, сгодится документ, который был с собой. Договорились мы, что она сама все сделает, упакует, отошлет… Ноты я дома собрал – полный чемодан. Но отпуск я дома жить не стал – не смог… Мне было страшно смотреть на людей. Никто практически не выходил на улицу, только в окошко выглядывали. А если и попадет кто навстречу – идет, шатается от слабости… Не мог я на это смотреть. Извинился перед матерью, что раньше окончания отпуска уезжаю, и отправился обратно в полк. Мама дала в дорогу свое золотое кольцо – к предстоящему дню рождения Александра, чтобы он продал его и на вырученные деньги отпраздновал с товарищами в полку.
Вернулся Соколов в Елуторовск, в полк, пришел докладывать. А комполка спрашивает, почему так рано вернулся? Александр объяснил причину, командир все понял…
Я сказал ему, что свой сухой паек, который был выдан мне на все дни отпуска, я оставил дома, матери… Он меня выручил, прикрепил к столовой. А буквально через три дня пришла посылка с инструментами. Командир выстроил полк, спросил – есть ли музыканты. Вышли человек сорок, а мы с тем трубачом Володей из них отобрали человек 14 в оркестр, который мне поручили возглавить. Нужно отметить, что это не штатный оркестр был, просто любительский. Мы и подготовкой в учебке занимались, и музыкой.
А потом пришел приказ: из минометного полка сделать строевой и стал он 24-м учебным стрелковым полком. В этом полку Александр Павлович служил до конца 1943 года. На фронт полк шел в направлении Белой Церкви. Но туда не добрались, а попали в Одесскую область, в деревню Немецкая колония, где расселились. А потом полк принимал участие в освобождении Одессы – было это в апреле 1944 года.
В образцовом оркестре
Потом при дальнейшей передислокации войск Александра Павловича и других музыкантов оставили и отправили в Каховские казармы. Приехал туда как-то офицер, который руководил оркестрами и сообщил, что собирают образцовый оркестр. Попал в него и Александр Павлович.
С особой гордостью Александр Павлович вспоминает, что 9 мая 1945 года играл в составе сводного оркестра на Красной площади в Москве, на Параде Победы.
В 1946 году он поступил в консерваторию, на капкласс — отделение военных дирижеров, перешел на сверхсрочную службу. Служил до 1947 года.

После войны
После демобилизации вернулся домой, в Красноуральск. Работал на шахте, в 1949 году женился, родились две дочери.
А в 1969 году они с супругой узнали, что есть в Казахстане рабочий город Темиртау, где жилье быстро дают – уж очень хотелось им пожить в благоустроенной квартире после частного дома без удобств. Первым уехал Александр Павлович. Устроился на комбинат, в цех сетей и подстанций. А в 1970 году и жена с дочками приехали. Вначале жили в общежитии, а потом довольно быстро получили квартиру во втором микрорайоне, где и живут по сей день.
В Темиртау, на комбинате, Соколову тоже довелось оркестром поруководить. На пенсию вышел в 1984 году, но еще 12 лет до 1996 года работал. Выработал стаж – 59 лет! Хотел, говорит, дотянуть до круглой даты, но ему сказали – останешься работать, половину пенсии заберут. Вот и пришлось уйти на заслуженный отдых.
Одна из дочерей Александра Павловича пошла по стопам отца, работает в музыкальной школе, как и одна из внучек. Подрастают правнук и две правнучки.

Светлана Логинова

Добавить комментарий