М.Н.Гаева: «Когда хорошо знаешь свою работу – она может только радовать!»

На первый взгляд кажется, что металлург – это тяжелая мужская профессия, но сколько же в металлургии работает представительниц прекрасного пола! Причем, они искренне любят свою профессию, со свойственной только женщинам мудростью преодолевают трудности, умудряются сохранить силы для заботы о семье и детях. И только женщины могут сказать: «Я люблю свой мартен!». Именно с такими словами отзывается о своей работе Марина Николаевна Гаева, которая больше 20-ти лет отдала производству…

Мечты сбываются
Ее трудовой путь начался в 1968 году, когда она приехала в Темиртау из Целиноградской области и устроилась работать лаборантом в ЦЗЛ на Завод СК. Как и многие ее сверстники в те годы, после неудачной попытки поступить в вуз, решила начать рабочую карьеру. А Темиртау в те годы был динамично развивающимся молодым городом, где вовсю работали несколько больших промышленных предприятий. Естественно, что он стал одним из центров притяжения рабочей молодежи.
В том же 68-м году Марина Николаевна познакомилась со своим будущим мужем, Валерием Паловичем и год спустя они поженились. Именно супруг убедил ее вместе пойти учиться на крановщиков, или, как правильно, на машинистов электромостового крана. Это было в 1973 году.
— Окончили мы курсы, он стал работать машинистом завалочной машины, непосредственно в мартеновском цехе, где только начинается плавка, выпуск стали. А я устроилась крановщиком в обрубное отделение, мы уже сдавали готовый металл в прокат, получается, что я была на заключительном этапе мартеновского производства, — рассказывает Марина Николаевна. — Вот так и проработали большую часть жизни… Знаете, у меня с детства была мечта работать на кране, только на башенном. По телевизору когда в фильмах видела крановщиц – завидовала и очень хотела работать также. Мечту удалось реализовать с той лишь разницей, что стала машинистом электромостового крана, а не башенного.

45 лет — вместе
А о судьбоносности своего приезда в Темиртау в плане семейной жизни, Марина Николаевна шутит: «Это же надо было – родиться в разных уголках Казахстана, и потом приехать сюда на работу, чтобы именно здесь встретиться! Значит – судьба!». Они уже 45 лет вместе, вырастили двоих прекрасных сыновей, которые продолжили профессию родителей, стали металлургами и работают в ЛПЦ-3, есть внук и две внучки.
Когда Марина Николаевна и ее муж Валерий Павлович поженились, им дали комнату в общежитии барачного типа, как и многим их коллегам в то время. Так и началась их самостоятельная семейная жизнь. А спустя пару лет после прихода в мартен им дали квартиру.
Про первые годы семейной жизни Марина Николаевна рассказывает:
— С мужем нам пришлось работать в разных сменах, так как нужно было за детьми присматривать, нам же никто не помогал – ни его, ни моих родителей здесь не было. Сады, ясли… У меня старший сынок с пяти месяцев в яслях. Муж в армию ушел – мы же молодыми поженились – раньше тех, у кого дети, все равно забирали, а нам как раз дали комнату и место в яслях. И вышла я на работу. Так все тогда жили, ничего, справлялись.

«Ювелирная» работа
В отделении обрубки от крановщиков требовалась поистине ювелирная работа: каждый слиток, который выпускал мартен, нужно было проштабелировать, при этом слиток клещами держал рабочий внизу, представьте, какая при этом должна быть точность? С человеком, который находился внизу, нужно было максимально сработаться. Такое напряжение выдерживали далеко не все, многие из обрубного отделения уходили, а Марина Николаевна отработала там 21 год, все время – в одной бригаде, в четвертой. И оттуда ушла на пенсию.
Не удивительно, что Марина Николаевна и ее коллеги стали, как одна семья. Они могли заменить друг друга, подстраховать, помочь в любой ситуации.
— Хоть работа была очень трудная, но она была нам в радость, знаете, как в песне — «Как молоды мы были…», — вспоминает Марина Николаевна. – Особенно, когда всему научился, хорошо знаешь свою работу – тогда она может только радовать!
А поначалу было не просто… Несколько раз Марина Николаевна думала: «Все… Не могу. Уйду!».
— Ты качнешь груз, а весит-то он 400 килограмм, штабелировщик внизу кричит, ругается на тебя, и ты нервничаешь еще больше, — делится воспоминаниями Марина Николаевна. – Но я решила для себя: научусь и буду работать! У нас девчата приходили с литейного пролета, там ужасно тяжелая работа, там страшно – представьте, пламя, слитки прямо под кабиной у них стояли, весь этот жар – на них… Некоторые оттуда пытались переводиться к нам в обрубку, но потом говорили: «Нет, я лучше буду на литейке работать, но не в обрубке!». На нашем участке от крановщиков требовалось большое упорство, внимание и терпение. И нужно было уметь находить общий язык с теми, кто внизу штабелирует, а там-то не один и тот же человек работает!
Высоту в 8-10 метров, на которой она работала, Марина Николаевна считает сравнительно небольшой – на других участков выше краны работали.

Рабочая дружба,проверенная годами
— Сложностей в работе хватало, но мы были очень дружны, очень! – отмечает Марина Николаевна. – Коллектив – это была действительно вторая семья для каждого из нас. Мы и жили многие рядом. Наша рабочая дружба была проверенна годами. Мы с напарницей, Тамарой Вербах, вместе проработали лет 17 в одной бригаде, в одной смене, естественно, что мы сдружились, сроднились. Ее муж тоже работал у нас.
К моменту выхода на пенсию в 1996 году Марина Николаевна выработала необходимый стаж, поэтому больше никуда на работу не переводилась, ушла на заслуженный отдых.
— Знаете, мы тогда не одним днем жили, как сейчас живут, тогда у нас была уверенность в завтрашнем дне, мы не боялись строить планы. Да, мы оба с мужем работали на нелегкой работе, но мы знали, что благодаря этому мы имеем квартиру, заработали дачу, машину… То есть, могли обеспечить себе стабильность. А машину нам перед самой перестройкой выделили на заводе, успели. В наше время на работе умели и ругать, и поощрять, хвалить, создавать условия для жизни, — считает Марина Николаевна. – А выбрала бы я другую профессию, вернись я сейчас в те годы? Нет. Я однозначно пришла бы работать именно машинистом крана, и именно в свое обрубное отделение.

Светлана Логинова

Добавить комментарий