Начиная с 22 августа, бывшие шахтеры каждый день выходят к зданию угольного департамента, чтобы услышать от правления, когда им начнут перечислять страховые выплаты. Сейчас большинство этих людей получают только госпособия в размере 30 000 тенге. |
Бывший проходчик шахты им. Костенко рассказывает, что должен получать регрессные выплаты в течение года, но не единовременной суммы, ни ежемесячных выплат ему не перечисляют. Есть решение суда, по которому выплаты должна производить компания АМТ, но по какой-то причине это решение утратило свою силу.
— Если мы перестанем сюда приходить, о нас опять забудут, — говорит бывший шахтёр. – Вчера приезжал исполнительный директор компании Иво Хмелик, сегодня пока никого нет. Хмелик не стал разговаривать с нами на площади, сказал, что он не участвует в несанкционированных митингах. Несколько женщин прошли с ним в здание департамента и высказали всё, что накипело. Кричали, садились на пол, а что толку? Такими методами ничего не добьёшься. Сейчас профсоюз отправляет письма в Астану, будем ждать, что из этого выйдет. И на площадь будем приходить каждый день, если понадобится достоим и до Дня Конституции.
По словам председателя профсоюза угольщиков «Коргау» Марата Миргаязова, он намерен поддерживать регрессников до конца и каждый день вместе с ними приходить к зданию департамента.
— Люди приходят сюда только для того, чтобы на них обратили внимание. Это не митинг, не забастовка, люди, как могут, выражают свой протест, — поясняет Марат Миргаязов. — Закон говорит о том, что, если человек получил профзаболевание и страховая компания не производит положенные выплаты, это должно делать предприятие, которое заключило со страховщиками договор. Но компания АМТ платить отказалась, поэтому мы подали иск в Темиртауский суд, и дело выиграли. Компания подала апелляцию, но решение суда оставили без изменений. Все надеялись, что после этого регрессникам, наконец, выплатят деньги. Но судоисполнитель не смог исполнить судебное решение, потому что судья Темиртауского суда Маркашова, можно сказать, отменила постановление апелляционной коллегии. Своим решением определила, что деньги всё-таки должен платить страховщик. Почему она это сделала, для нас пока остаётся загадкой.
— О том, что регрессники начинают акцию протеста, мы сообщили члену правления АМТ Анджею Выпиху, который занимается всеми социальными вопросами в компании. Но г-н Выпих срочно уехал в отпуск и тем самым показал отношение к людям и профсоюзу, — продолжает лидер «Коргау». — Вчера здесь был г-н Хмелик, но он — директор по производству, и всей ситуации в деталях, конечно, не знает. Зачем его отправили к людям, непонятно. Лично у меня к нему никаких претензий нет.
Лидер профсоюза добавляет: позиция правления в этом вопросе ясна. У компании было достаточно времени, чтобы по доброй воле начать выплаты регрессникам, а потом взыскивать деньги в порядке регресса с компании-страховщика. Но компания этого не сделала.
«Коргау» сообщил об акции протеста в Федерацию профсоюзов Казахстана, и эта организация вышла на Минсоцтруда. Сейчас, по словам Марата Миргаязова, проблемой регрессников занимаются в Астане.
В августе 2011 года был заключён договор обязательного страхования работников от несчастного случая на предприятиях АМТ. Страховщиком выступила компания «Пана иншуранс», её правопреемником стал «Альянс полис». До октября 2012 года страховые выплаты осуществлялись в полном объёме, а 1 октября «Альянс» отказался от дальнейших страховых выплат, объяснив это тем, что в момент заключения договора АМТ предоставила недостоверные данные о числе профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве. Кроме того, компания-страховщик заявила, что располагает достоверными данными о многочисленных нарушениях трудового законодательства на предприятиях компании, приводящих к увеличению числа профзаболеваний.
Наталья Прончатова