Проект предложен для обсуждения в трудовых коллективах предприятий горно-металлургической промышленности РК при посредничестве профсоюзов. |
С июля 2013 года вступил в действие новый Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Данный закон предусматривает обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ), вносимые работодателем в пользу работников, профессии которых внесены в перечень производств, определенных Правительством РК. ОППВ установлены в размере 5 % от ежемесячного дохода работника с последующим поэтапным увеличением ставки еще на 5% (до конца текущего года в действующий закон будут внесены соответствующие поправки).
Таким образом, у лиц, отработавших впредь в особых условиях труда не менее пяти лет, появилась реальная перспектива выхода на пенсию в пятидесятилетнем возрасте.
Однако данная модернизация профессиональной пенсионной системы предполагает вступление в действие не ранее чем лет через 30, в течение которых сегодняшняя 20-летняя молодежь сможет накопить достаточное суммарное количество обязательных пенсионных и профессиональных пенсионных взносов с последующим выходом на пенсию в 50 лет.
Вместе с тем остаются социально незащищенными работники, в настоящее время занятые на тяжелых, вредных и опасных производствах, но не подпадающих под действие закона о государственных специальных пособиях по спискам №№ 1 и 2. Данный факт обоснован тем, что определенная законом дата — 1 января 1998 года ограничивает категорию лиц, на которых распространяется право их получения из-за определенных условий общего трудового стажа или стажа работы в особых условиях. Имеется масса примеров, когда нехватка того или иного стажа, измеряемого порой считанными днями, отнимала у работников право получения госспецпособий, и теперь они вынуждены продолжать трудиться в тех же условиях, но на общих основаниях. В итоге среди всего занятого населения Казахстана только эта категория работников уже вторично пострадала в процессе модернизации пенсионной системы.
Во исполнение поручения Президента РК Н.А. Назарбаева по «модернизации пенсионного законодательства для обеспечения гарантий благополучия всем казахстанским пенсионерам», в целях восстановления социальной справедливости в отношении указанной категории работников профсоюзы настоятельно предлагают исключить ограничительную дату 1 января 1998 года. При этом все лица, отработавшие положенные сроки в особых условиях, станут заслуженно получать госспецпособия по спискам №№ 1 и 2 до достижения ими пенсионного возраста.
Кроме того, в настоящее время сами размеры выплат по государственным специальным пособиям необоснованно занижены и не отвечают существующим жизненным критериям. Эти пособия изначально предусматривались в качестве альтернативы льготному пенсионному обеспечению лиц, отработавших положенные сроки в особых условиях. И, если в первые годы размеры выплат объективно соизмерялись с такими социальными показателями, как минимальная заработная плата (прожиточный минимум) и минимальная пенсия, то в настоящее время образовался значительный дисбаланс в отрицательную сторону.
Так, в 2001 году минимальная заработная плата (МЗП) в стране составляла 3484 тенге в месяц, минимальная пенсия (МП) — 4000 тенге, а минимальный расчетный показатель (МРП) — 775 тенге. При этом размер государственного специального пособия по списку №1 составлял 6 975 в месяц (9 МРП), то есть, почти в 2 раза выше минимальной заработной платы и минимальной пенсии.
Через одиннадцать лет, в 2012 году, минимальная заработная плата (прожиточный минимум) составили 17 439 тенге в месяц, минимальная пенсия -17491 тенге, а минимальный расчетный показатель — 1618 тенге. При этом размер государственного специального пособия по списку №1 составлял 14 562 тенге в месяц (9 МРП), то есть, теперь он меньше и МЗП, и МП, что явно противоречит законодательству страны, поскольку величина любого социального пособия не должна быть ниже утвержденного размера прожиточного минимума (минимальной заработной платы).
Данная парадоксальная ситуация произошла в результате допущения необоснованно резкого падения темпа роста МРП относительно темпов роста МП и МЗП: соответственно в 2,1 и 2,4 раза.
Сложившаяся ситуация требует увеличения размеров государственных специальных пособий по спискам №№ 1 и 2, поскольку противоречит не только законодательству, но и социальной политике, проводимой в Республике Казахстан.
На основании изложенного доводим до сведения Генерального совета, что намереваемся приступить к действиям, направленным на модернизацию системы социального обеспечения работников, занятых в тяжелых, вредных и опасных условиях труда.
Учитывая актуальность обозначенной проблемы для большинства реальных отраслей экономики Казахстана, Профсоюз трудящихся горно-металлургической промышленности призывает все членские организации Федерации профсоюзов объединить усилия для её реализации.
Председатель профсоюза
А. Нуралин