На минувшей неделе в Темиртау побывал министр труда и соцзащиты Серик Абденов. Он встретился с работниками бюджетных организаций, включая жителей сельских районов, представителями профсоюзов, провел брифинг для журналистов, а после отправился в Караганду и Жезказган всё с той же целью – разъяснить населению особенности новой пенсионной реформы. |
Судя по диалогу, который состоялся на встрече в КГИУ, общего языка с аудиторией министру найти не удалось. Пояснения г-на Абденова были категоричны: возврата к солидарной пенсионной системе не будет, а тому, кто не найдет высокооплачиваемую работу сейчас, после 63 лет придется нищенствовать.
Здоровым – искать высокооплачиваемую работу, больным – оформлять инвалидность
После непродолжительного выступления министра последовали вопросы из зала. Их было не так много, но выступающие не ограничивались кратким общением с г-ном Абденовым — рассказывали свои жизненные истории в деталях. Однако, такая откровенность гостя не тронула, он был далек от сентиментальности, когда давал ответы и рекомендации.
— Я – делопроизводитель и моя зарплата 24 000 тенге, смогу ли я накопить на достойную пенсию? – спрашивала одна из присутствующих. – Может, сначала нужно пересмотреть нормы оплаты труда, а потом затевать такие масштабные перемены в пенсионной системе?
— Если вы работаете на низкооплачиваемой работе, значит, она вас устраивает и соответствует вашим способностям. Всегда есть возможность переучиться, чтобы зарабатывать больше, — невозмутимо ответил министр.
Работница подрядной организации, занятой на ТЭЦ-ПВС, с Сериком Абденовым не согласилась. Ее зарплата на сегодня – 40 000 тенге, на руки – 32 000, хотя раньше такой вид работ, как у нее, оплачивался гораздо выше.
— Значит, ваш работодатель не может платить больше, — ничуть не смутился министр, — заставьте его это сделать – и он разорится. Уходите, если вас это не устраивает, ищите другую работу.
— Но в городе ее практически нет! – возмутилась одновременно почти половина зала.
– И почему вы не думаете о тех женщинах, которые по возрасту не смогут работать на производстве? Как машинист крана в 60 лет будет подниматься каждый день наверх? Ноги не ходят, зрение уже не то! – продолжила пробившаяся к микрофону женщина.
— А вы слышали, о чем я говорил с самого начала? – произнес министр. – О том, что мы будем создавать новые рабочие места, по всему Казахстану – порядка 500 000! Женщин можно занять в сельском хозяйстве, надомным трудом, дистанционной работой. Предусмотрена помощь для развития бизнеса пенсионеров.
— Но до пенсионного возраста у нас мало, кто доживает, вы пройдите по кладбищам, посмотрите, как помолодела смерть! – недоумевал народ. – А работники промышленных предприятий вообще должны быть особой категорией – и по оплате труда, и при выходе на пенсию. Но вы же всех уравняли!
— Если рабочие травмируются на производстве, получают профзаболевания, у них всегда есть возможность подлечиться или оформить инвалидность. Почему вы об этом забываете? – удивлялся в свою очередь министр. – Государство не отказывается от социальных гарантий, уязвимые слои населения не останутся без поддержки.
— О чем вы говорите? Отпуск по уходу за ребенком и тот какой-то нелепый!
— И об этом я упоминал в своем выступлении, — откликнулся министр. – Да, из выплат по уходу за ребенком высчитывается 4% пенсионных взносов, поэтому мы продумаем возможность субсидирования недостающей части от государства.
Очевидно, предположив, что на встрече будет много вопросов о том, на какую пенсию сможет рассчитывать человек при определенном стаже и зарплате, сопровождающие министра прихватили компьютер и по просьбе людей запрашивали сведения о них в специальной базе данных. Сумма в пределах 50 000 тенге выходила у тех, кто имеет стаж до 1998 года и неплохую зарплату. Но чаще всего людям насчитывали не больше 35 тысяч тенге.
— Вы не считаете, что, ставя размер пенсий в зависимость от уровня заработка, вы обрекаете людей на нищету? Хорошо, что у кого-то есть стаж до 1998 года, а как быть нам, молодым, которые в то время просто не могли работать? – поинтересовался у министра молодой мужчина. – Получается, что государство никак не хочет заботиться о пенсионерах, эту проблему вы полностью перекладываете на плечи людей, — продолжил выступающий под одобрительные возгласы из зала.
— Мне опять приходится повторяться, — вступил в полемику г-н Абденов.- Я называл вам статистику: на сегодня отчислениями в пенсионные фонды охвачено всего 40 % трудоспособного населения. Вы понимаете, что тех, кто взносов не отчисляет, в условиях солидарной пенсионной системы придется содержать добросовестным плательщикам?
— Может, мой вопрос покажется не совсем корректным, но я его все равно задам, — поддержала предыдущего выступающего девушка. – Какая пенсия будет достаточной лично для вас? Как вы оцениваете собственные потребности?
— Моя пенсия будет зависеть от моего стажа, заработной платы, так же, как и у всех вас. А вам, девушка, для того, чтобы получать хорошую пенсию, надо работать, работать и работать! – не стал скрывать министр.
То, что люди недовольны, ситуации не изменит
Журналистам представилась возможность узнать у министра, какой специальности стоит сейчас обучаться, чтобы получать достойную зарплату, а в дальнейшем – пенсию. Серик Абденов не стал утруждать себя долгими перечислениями, и как вариант предложил всем желающим работу сварщика в Астане.
— Переобучиться на эту специальность сейчас можно абсолютно везде, — поделился министр, — а работать можно в столице. Там на сварщиков большой спрос и получают они порядка 200 000 тенге (комментариев по поводу того, сколько в Астане стоит жилье, не последовало).
Ответы на последующие вопросы тоже были предельно лаконичными.
— Прокомментируйте ситуацию с повышением пенсионного возраста для женщин. Во многих городах собирали подписи против повышения пенсионного возраста, в том числе, в Темиртау, но вы этого не учли, — напомнили журналисты. — Почему нельзя было сначала узнать мнения людей, а потом предлагать реформы?
— Мы понимали, что такие меры будут непопулярны у населения. Не все до конца осознали, что рассчитывать на пенсию из бюджета нам больше не приходится, — ответил г-н Абденов. – Вместе с тем, нынешняя реформа направлена, прежде всего, на сохранность пенсионных отчислений, на обеспечение соответствующей инвестиционной доходности, чтобы обеспечить прирост тех средств, которые мы сегодня имеем на своем пенсионном счете. По общему стандарту, который ставит перед нами все мировое сообщество, пенсия должна быть не ниже 40% заработной платы.
— А каким будет размер ежегодной индексации? Назовите цифру, чтобы сравнить с депозитами – получается, что в них вкладывать выгоднее. Может, все-таки дадите нам самим решать, как накапливать деньги?
— Если размер ивестдохода ниже уровня инфляции, эту разницу покрывает государство за счет той гарантии, которая сегодня содержится в законе. И я прошу не путать природу депозита и накопительного пенсионного счета. На депозите средства не гарантированы до конца вашей жизни, потому что при наступлении любой возможности, вы эти деньги снимете, купите машину и т.д.. Средства, которые вы накапливаете ввиду безопасности своей старости, они однозначно до конца жизни будут вас ждать.
— А вы спроецировали новую пенсионную систему на ваших родных, в частности, на женщин?
— Я не буду отвечать на этот вопрос, задавайте следующий, — был непреклонен министр.
В завершение программы визита в Темиртау глава Минсоцтруда встретился с председателями профсоюзов – Виктором Петровичем Щетининым и Натальей Михайловной Поповой. На этой встрече министр был более откровенен, чем в зале.
— Мы со своей дороги не свернем, — заявил г-н Абденов. – И даже если бы вы собрали 70 000 подписей, это ничего бы не изменило!
Наталья Прончатова