Проблемы не решаются

От работников АО «АМТ», председателей профкомов и цехкомов продолжают поступать жалобы на работу городских автобусных маршрутов. И, несмотря на то, что одни и те же проблемы повторяются из года в год, они не решаются, наоборот, в последнее время ситуация с транспортом стала только хуже.

Большие интервалы движения, особенно в выходные и праздничные дни, переполненность автобусов, малая вместимость большинства из них, игнорирование водителями конечных остановок, расположенных возле удаленных подразделений комбината, грубость и хамство водителей по отношению к пассажирам – вот топ-5 проблем, от которых работники АО «АМТ» не просто устали, а устали даже очень. Ведь никому не хочется тратить более часа на то, чтобы добраться домой после тяжелой рабочей смены или дня, долго стоять на остановках на жаре или морозе, и ехать «как кильки в бочке» в условиях распространения коронавируса. По-хорошему, при неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, транспорт должен быть заполнен только наполовину. Но о чем можно говорить, если с мая текущего года количество автобусов у транспортного предприятия ТОО «TTS» сократилось к октябрю с 72-х до 48-ми? По словам руководства фирмы, существует и большая нехватка водителей – люди на свободные вакансии не идут. Но вот насколько стало легче пассажирам от таких объяснений, тем более, что ситуация не меняется к лучшему уже несколько лет?

Она не только не улучшается, но становится все хуже. Если количество техники сокращается, то интервалы движения, наоборот, увеличиваются, что и понятно. Профсоюз «Жактау» проводит мониторинг движения автобусов на остановках, расположенных возле проходных цехов комбината. Их результаты неприятно удивляют. Так, 12 октября на маршруте № 23 интервал дошел до 1 часа 10 минут (в тот день с линии сошло два автобуса). Интервал движения маршрута № 12 был от 27 до 38 минут, маршрута № 14 – максимум 20 минут, маршрута № 22 – тоже до 20 минут. Мониторинг, проведенный уже в середине ноября, показал, что максимальный интервал маршрута № 14 удлинился до 23-ти минут, маршрута № 22 – до 24 минут. Но самым проблемным оказался маршрут № 12: для того, чтобы сесть в автобус, нужно прождать более 35-ти минут. У остальных маршрутов максимальные интервалы колеблются в пределах 21-23 минут, у маршрута № 7 он дошел до 30 минут. Это долго, тем более если учесть, что люди выходят на остановку после душевой, а на улице мороз. С интервалом от 7 до 15 минут ходит маршрут № 3 (но его, в отличие от перечисленных выше маршрутов, обслуживает ТОО «Кала Колик»).                

Нужно отметить, что по инициативе профсоюза «Жактау» было проведено множество встреч с руководителями транспортных предприятий, в том числе с участием администрации АО «АМТ» и городского акимата. Профсоюз направил письма с результатами мониторинга заместителю акима города Владиславу Цаю и исполнительному директору АО «АМТ» Вадиму Басину. Письмо за подписью исполнительного директора и председателя профсоюза «Жактау» Виктора Щетинина с описанием проблем городских автобусных маршрутов было направлено акиму города Темиртау Кайрату Бегимову. Но когда ждать улучшений, пока неизвестно.

На встрече, прошедшей в заводоуправлении 13 октября, исполнительный директор ТОО «ТТS» Медеу Алтынбеков сказал о том, что фирма собирается закупить новые автобусы:

— 12 октября Банк развития Казахстана подписал решение о закупе 75-ти автобусов большой вместимости. Сегодня (13 октября) наш генеральный директор поехал на завод, до нового года мы планируем тремя этапами пригнать машины: сначала 30, потом 20, потом еще 25. Так мы собираемся решить проблему срывов графиков движения. Что касается маршрута № 12, то мы подняли заработную плату водителям этого маршрута, чтобы больше не было срывов (интервалы движения этого маршрута по результатам ноябрьского мониторинга смотрите выше). 

Несмотря на обещание, спустя месяц после встречи интервалы движения не уменьшились. Скорее, наоборот.

В связи со сложившейся ситуацией, мы отправили официальные письменные запросы в ТОО «ТТS» и в городской акимат. У акимата мы поинтересовались, какие шаги предпринимаются им для решения проблем, связанных с работой городских автобусных маршрутов (перечислили проблемы); проводился ли мониторинг пассажиропотока и замеряли ли интервалы движения автобусов; рассматривается ли сейчас вопрос о передаче городских автобусных маршрутов, которые обслуживает транспортное предприятие ТОО «TTS», другой фирме-перевозчику? Акиматом был дан ответ следующего содержания: «Для сокращения интервалов движения на линию по возможности выставляются дополнительные АТС. По «недоезду» автобусов до конечных остановок постоянно проводятся профилактические беседы с водительским составом. Невыход АТС на линию, согласно плану, связан с острой нехваткой водительского состава, а также незапланированным сходом с линии АТС по технической неисправности. Изучение пассажиропотока не проводится. ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, ПТ, АД, С и ЖИ г. Темиртау» совместно с депутатами темиртауского городского маслихата, представителями партии «Nur Otan», общественного совета постоянно проводят рейды по городскому общественному транспорту (по соблюдению интервалов движения, соблюдению СНиП водительским составом, обработке салонов АТС). Кроме того, интервалы движения пассажирского транспорта фиксирует ТОО «Служба диспетчерского управления пассажирским транспортом» (ежедневно, по каждому маршруту в отдельности).

Передача маршрутов ТОО «ТТS» другим перевозчикам не рассматривается, так как обслуживание маршрутов производится на конкурсной основе».

В ТОО «ТТS» ответы на интересующие нас вопросы обещали предоставить немного позже.

В пятницу (27 ноября) редакция газеты «Магнитка плюс» лично отправилась на автобусную остановку и спросила у работников АО «АМТ» о работе городских автобусов. 

Надежда, работает на АГП:

— Иногда мы стоим на остановке по 10-20 минут, чтобы уехать в город. В основном, это происходит вечером. Особенно долго ждем автобуса № 14. Если автобусы ходят по времени, то в салонах свободно, а если люди долго стоят, то автобусы, что называется, набиты битком. 

Олеся, работает на АГП:

— Ждем подолгу, по 15-20 минут. Когда морозы, вообще дело плохо. Иногда в автобусы не получается сесть – много пассажиров, поэтому хотелось бы, чтобы они приходили вовремя.

Дина, работает на АГП:

— Автобус № 14, бывает, долго ждем, по 20-30 минут. После того как появились социальные автобусы городские не так сильно наполняются. Нужно, чтобы они почаще приезжали, ведь люди едут с работы.

Кира Щербакова