Во время интервью на телефон городского профсоюза поступил звонок от руководителя одной из подрядных организаций, который сообщил о том, что АО «АМТ» перечислил немного средств в счет погашения задолженности за октябрь 2018 года.
Обещали, но не выплатили
Наталья Михайловна, как складывается ситуация с оплатой АО «АМТ» подрядным организациям за выполненные работы…
Неблагоприятная ситуация с расчетами главного нашего заказчика — АО «АМТ» — с подрядными организациями обострилась в 2015 году. С этого времени у комбината постоянно образовываются долги и дебиторская задолженность в отношении подрядных организаций за выполненные объемы работ. Так, в январе 2017 года долги по 18-ти предприятиям превышали 808 миллионов тенге. На 12 декабря 2017 года долги по 20-ти предприятиям составляли уже миллиард. Задолженность за октябрь и ноябрь 2018 года по 16 предприятиям составляет 832 млн. 925 тыс. тенге. Если прибавить сюда декабрь, получиться 1 млрд. 119 миллионов тенге. Это данные только по предприятиям, состоящим в городском профсоюзе. Но в Темиртау есть десятки предприятий, которые не состоят в нашем профсоюзе и которых АО «АМТ» также привлекает для выполнения тех или иных видов работ. Размер задолженности меняется каждый месяц, а то и каждый день, но на протяжении последних нескольких лет она присутствует всегда за два-три месяца.
Известны причины таких задолженностей?
Причина одна, АО «АМТ» нарушает условия контракта. С крупными фирмами АО «АМТ» рассчитывается намного лучше, чем с небольшими. По закону у руководителей подрядных организаций есть право обратиться в суд. Но все знают, что если подрядчик обращается в суд, то его лишают всех объемов работ на комбинате, проще говоря, фирма блокируется, с ней больше не хотят иметь дел. Так мы потеряли не одну организацию, и сейчас подрядчики предпочитают в суд не обращаться.
Как городской профсоюз решает проблему долгов?
С 2015 года вопросы задолженностей комбината ежеквартально выносились на отраслевую комиссию. Вместе с представителями АО «АМТ» я выезжала в министерство по инвестициям и развитию Казахстана, где под председательством вице-министра проводились совещания. В надежде на то, что ситуация нормализуется, я какое-то время не выносила на эти совещания вопросы задолженностей комбината, но теперь у меня не осталось иного выхода. В декабре 2018 годы мы обратились с письмом к генеральному директору АО «АМТ» Парамжиту Калону и исполнительному директору АО «АМТ» Вадиму Басину. Поводом для обращения послужила следующая ситуация: 13 декабря генеральный директор на встрече с подрядчиками заявил о том, что задолженность перед подрядными организациями будет погашена в ближайшее время. В зависимости от сумм задолженностей были установлены сроки от 18 декабря 2018 года до 15 января 2019 года. Но, к сожалению, по нашим предприятиям выплат не произошло. Маленькие задолженности в размере 7, 8, 20 млн. так и остались непогашенными. Что касается крупных предприятий, то некоторым из них было выплачено по 35 млн., при том, что долги перед отдельными предприятиями превышают 100 млн. тенге. Ответа на наше обращение мы так и не получили.
Как же руководители подрядных предприятий платят людям зарплату?
Всем известно, что за несвоевременную выплату работнику заработной платы законом предусмотрено наказание. Поэтому работодатели уже давно берут кредиты в банке на выплату зарплат, и много теряют из-за процентов. Так и живут: погасили один кредит, взяли другой. Сейчас настал момент, когда нужно рассчитаться за январь, а денег ни у кого нет, а еще нужно платить налоги. Мне каждый день звонят работодатели и спрашивают, что им делать. Если летом ситуация была более или менее стабильной, потому что задолженность комбината была небольшой и в теплое время года всегда есть работа в других регионах, то зимой все усугубилось. Поэтому сейчас я готовлю письмо в Республиканскую трехстороннюю комиссию. Хочу поднять вопрос: почему иностранный инвестор постоянно нарушает условия контрактов с подрядными организациями? Считаю, что в рамках социального партнерства мы должны этот вопрос разрешить. Подрядчики работают в самых горячих точках комбината. Над устранением последствий аварии, которая произошла в конце прошлого года, люди трудились с большими переработками. Они не заслуживают такого отношения со стороны компании.
А государственные органы как-то участвуют в разрешении этой сложной ситуации?
В 2015 году, когда пошла большая задолженность со стороны комбината, на подрядных предприятиях проводились проверки. Руководителей наказывали за невыплату зарплаты. Они сильно пострадали финансово из-за штрафов, но ведь средств у них от этого больше не стало. Почему-то никто не пытается повлиять на первопричину задолженностей по зарплате, предпочитая разбираться с подрядчиками. Все государственные органы, указывают на наличие гражданско-правового спора между АО «АМТ» и подрядными организациями касательно не соблюдения АО «АМТ» условий контрактов.
Налажен ли диалог между городским профсоюзом и администрацией АО «АМТ»?
Были времена, когда мы ежегодно собирались за «круглым столом» в заводоуправлении, у нас были неплохие партнерские отношения с администрацией, но с последним руководством они пришли в упадок и сейчас мы общаемся только посредством писем.
Экономия на подрядчиках
Какова средняя зарплата у подрядчиков?
Не могу назвать сумм. Могу сказать только, что зарплата невысокая. Мало предприятий, где она достигает 100 тысяч тенге.
Рассматривается ли вопрос повышения зарплаты работникам подрядных организаций?
С 1 января размер минимальной заработной платы в Казахстане вырос до 42 тысяч 500 тенге. Сейчас идет мониторинг всех городов во всех регионах страны в части заключения меморандумов между городскими акиматами и предприятиями. В этих меморандумах работодатели должны предусмотреть повышение заработной платы. Но с темиртаускими предприятиями все сложнее: ни для кого не секрет, что на комбинате стоимость многих видов работ гораздо ниже, чем рекомендовано нормативами Республики Казахстан. То ест комбинат определяет стоимость работ, и от нее напрямую зависит оплата труда работникам подрядных организаций. Соответственно, для того, чтобы повысить людям зарплату, нужно повысить стоимость, чего не происходит. Неоднократно наш профсоюз вместе с работодателями обращался по этому вопросу к руководству АО «АМТ», подготавливал письма. Несколько раз нам удалось достичь положительных результатов. Были случаи, когда руководство комбината намеревалось снизить стоимость работ, и мы писали, что делать этого ни в коем случае нельзя, иначе подрядчики откажутся выполнять работы, и тем самым тоже добивались результатов. Недавно мы вновь обратились к генеральному директору в связи с низкой стоимостью работ. В письме мы просили, чтобы стоимость на текущем ремонте для подрядных организаций была не менее 170 тысяч тенге в месяц на одного работника, а на текущем ремонте в цехах по уборке просыпи — не менее 145 тысяч (сейчас — 125 тысяч). В принципе, просим мы немного.
Что включает в себя стоимость работ и какой ее процент достается непосредственно работнику?
В стоимость работ заложено множество расходов: приобретение спецодежды, материалов, горючего, доплаты компенсационного характера, выплата больничных, отпускных, оплата труда инженерно-технических работников и прочее и прочее. Раньше работнику доставалось порядка 50% от стоимости работ, сейчас 50-60%. На комбинате есть цеха, где до сих пор на одного человека в месяц платят 68 тысяч тенге, так например на ремонтных работах по трубопроводам цех ГТС и Г. Если взять 50% от 68-ми тысяч, то получиться всего 34 тысяч. Некоторые суммы не соответствует никаким адекватным расчетам. За такую заработную плату на вредном и опасном производстве, никто трудится не будет и Руководителю подрядки приходиться самому доплачивать, используя средства из других источников.
Однако подрядные организации продолжают работать с комбинатом…
Многие подрядчики обслуживают участки комбината на постоянной основе, потому что если они с них уйдут, в будущем им не дадут выполнять другие работы, которые стоят дороже. Работодателей спасают контракты в других регионах, с другими предприятиями, где платят значительно больше. То есть, ситуация такая: существует подрядная организация, одни ее работники трудятся на комбинате, а другие едут в командировку, зарабатывают там для фирмы довольно крупные суммы по заключенным контрактам, и часть этих сумм директор затрачивает на то, чтобы повысить оплату труда людям, выполняющим работы на территории комбината. В противном случае люди получат на руки копейки, за которые никто не согласится работать. Вот так и выходят из положения, которое создает наше градообразующее предприятие.
Кира Щербакова