В Маслихате Темиртау продолжаются жаркие дебаты по поводу увеличения тарифов на коммунальные услуги, качества питьевой воды. 22 октября эти важные моменты обсуждались на общественных слушаниях в городском акимате. Судя по докладам чиновников, у нас все в порядке. Предпосылок к тому, что оборудование даст сбой, нет, потому что в ТОО “Окжетпес» и ТЭЦ-2 был проведен соответствующий ремонт. Цель слушаний – защита интересов потребителя, соблюдение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий в соответствии со среднесрочными и текущими приоритетами социально-экономического развития города. В присутствии представителя областного антимонопольного комитета перед собравшимися выступили директор по социальным вопросам АО «АрселорМиттал Темиртау» О.Т. Камзабаев, директор ТОО «Окжетпес» С.В.Пугачев, представившие аргументы в пользу назревшего повышения расценок на коммунальные услуги.
Предприятие-монополист по оказанию коммунальных услуг в нашем городе и его учредители подготовили презентацию, в которой продемонстрировали деятельность ТОО «Окжетпес», обратили внимание на трудности в работе коммунального предприятия. В частности, за 11 лет работы коммунальщики лишь единичное число раз повышали тарифы и они по-прежнему одни из самых низких в республике. В настоящее время возникла потребность в увеличении тарифов, как предлагается – до уровня Караганды, а также поэтапная подготовка передачи коммунального предприятия в распоряжение государства т.е. города. По-мнению коммунальщиков, потребителям необходимо устанавливать приборы учета. Ведь нормальной работе коммунального хозяйства мешают в т.ч. и значительные сверхнормативные потери.
Так, в результате осуществления деятельности ТОО «Окжетпес» 2009 год был завершен с убытком в размере 2174,4 млн. тенге. Динамика показателей, характеризующих финансовое состояние, отражает недостаточную платежеспособность ТОО «Окжетпес» по причине несоответствия уровня утвержденных тарифов для справедливого покрытия затрат. Как пояснил присутствующим на слушаниях директор ТОО «Окжетпес» С.В. Пугачев, убытки предприятия складываются из:
– увеличения затрат на проведение ремонтов ( вместо планируемых 115 млн фактически истрачено 360 млн);
– несовершенства норм потребления холодной, горячей воды (на 1 человека);
– установленные тарифы не дают возможности покрытия затрат;
– постоянно растущих закупочных цен на электроэнергию;
– долгов недобросовестных граждан — в размере 1,8 млрд тенге.
ТОО «Окжетпес» еще в сентябре т.г. подало заявку в антимонопольный комитет на изменение тарифов по таким регулируемым видам деятельности, как передача и распределение тепловой энергии, снабжение тепловой энергией, передача и распределение электрической энергии, подача воды по распределительным сетям.
Хотя предполагаемое повышение тарифов и рассматривалось в процентах, отдельные цифры вызвали шок у присутствующих на слушаниях. Так, услуги водохозяйственной системы должны подорожать аж на 116%! Тепловая энергия подорожает на 33%, а электроэнергия -на 14%. При этом руководитель коммунального предприятия сетовал на то, что нормы потребления явно маловаты, надо бы и их повысить!
Внимательно выслушав аргументы О.Т. Камзабаева и С.В. Пугачева депутаты позволили себе ряд замечаний по существу дела. Так депутат В.И.Свиридов поинтересовался из чего складываются долги населения и какая их часть реально может быть возвращена. Еще депутата интересовал вопрос: как же так вышло, что сразу после благоустройства проспекта Металлургов придется вести там ремонтные работы на магистрали?
– Реально вернуть только 700 млн тенге. Остальные деньги «висят» за разрушенными зданиями и выехавшими из города квартиросъемщиками, — отвечал г-н Пугачев. – Что касается проспекта, то именно этот отрезок магистрали не был капитально отремонтирован…
На вопрос депутатов, когда именно «Окжетпес» планирует ввести предполагаемые новые тарифы в ответ прозвучало – с нового года. Это вызвало новые вопросы к коммунальщикам. В частности, почему речь идет только о повышении тарифов, но не о качестве поставляемых городу услуг? Депутат Г.Н. Дроздова со всей откровенностью заявила, что не только трехразовый ежедневный душ, как сетуют о низких нормах потребления коммунальщики, но и обычное мытье головы – проблема из-за низкого качества услуг — грязной воды, которая течет из труб. Поэтому надо бы прежде отработать вопросы качества подаваемых услуг, а потом требовать за них повышенную оплату.
— Во-первых, в плохом качестве услуг виноваты не мы одни. «Окжетпес» — транзитная организация, — отвечали гг. Пугачев и Камзабаев. – Инвестор вкладывает в предприятие немалые деньги, в том числе и на улучшение качества услуг. С 1998 года 420 млн тенге выделено на проведение капремонтов коммунального хозяйства. Еще 250 млн. тенге планируется вложить в новую инвестиционную программу. Ее целью является реновация основных фондов предприятия для бесперебойного снабжения потребителей всеми видами услуг, а также повышение надежности работы оборудования нашего коммунального хозяйства, улучшение качества услуг, уменьшение потерь на сетях, экономия основных ресурсов.
– Может быть кто-то действительно шокирован предложениями по повышению тарифов. Но ведь источником финансирования проекта являются амортизация и собственные средства учредителя, – уверял С.В.Пугачев. – За прошедший период удалось, исходя из этих средств, отремонтировать 46,6 км водопроводных сетей из 205,1 км; 185,7 км. тепловых сетей из 243,1 км; особо удручающее положение с канализационными сетями – отремонтировано 3,2 км из 235,3 (!); заменено112,5 км электрических сетей из 192 км.
Инвестиционная программа на 2010-2011 гг предусматривает строительство насосной станции квартала АБВ, насосной станции ХПВ в районе пр. Металлургов, 20, замену ХПВ трубопровода на пластиковый по пр. Металлургов, проектирование новой насосной ФНС 35 кв., устройство нового вида изоляции «термокерамика» или «пенетрон» на тепловых сетях, ремонты кабельной линии и трансформаторов, закуп новой техники в т.ч. внутридомовых приборов учета и т.д.
О.Т. Камзабаев, в свою очередь, поинтересовался, а почему же при рассмотрении бюджета не учитываются такие важные для жизнедеятельности города проблемы, как обветшавшие за 50 лет канализационные сети или очистные сооружения? Почему об этом не болит голова ни у городских властей, ни у депутатов, а ведь подобное положение дел чревато большими экологическими неприятностями.
Депутат В.П. Щетинин отметил, что суть социальной проблемы понятна, но предложил повышать тарифы поэтапно:
– Мы с трудом добились в этом году для наших работников на АО «АрселорМиттал Темиртау» повышения заработной платы на 6,2%, так почему надо сразу повышать тарифы на 30-100%? –возмущался депутат и профсоюзный деятель в одном лице. – Нельзя же действовать такими методами, люди нас просто не поймут! Надо делать это поэтапно, с учетом платежеспособности населения.
Депутат Н.Ж.Жуманов предложил ввести пилотный проект по установке приборов учета в одном из районов города, чтобы люди наглядно убедились в необходимости не только качественного получения коммунальных услуг, но и их экономии. (От себя добавим, что проекты по установке потребителям приборов учета тепла, горячей и холодной воды уже рассматривались и даже просчитывались. Только вот найти на эти цели 2 млрд тенге тогда не удалось).
Рабочая группа депутатского корпуса Маслихата г. Темиртау рассмотрела и попыталась проанализировать проект по изменению тарифов по регулируемым видам услуг, оказываемых ТОО «Окжетпес». И с учетом перспективы передачи данного предприятия в государственную собственность в обозримом будущем, считает, что предприятию необходимо дать возможность выйти из убытков, путем поэтапного увеличения тарифов на все виды оказываемых услуг. И когда придет время передачи «Окжетпеса» в коммунальную собственность принять его безубыточным.
Слушания закончились формированием состава экспертного совета, который должен внимательно ознакомиться с представленными данными и принять решение о том, что для горожан лучше: получать коммунальные услуги низкого качества по низким ценам или повысить их качество за счет возросших тарифов.
На слушаниях побывала
Валентина Шепеленко