Управляют цифровой информацией

Вместе с рождением металлургического завода в 1960 году возник и отдел главной бухгалтерии. Так они и существуют совершенно неразрывно многие десятилетия: завод, предпринимая шаги по расширению производства, и бухгалтерия, фиксирующая материальные затраты каждого этого шага. Людмила Евгеньевна Костяная – главный бухгалтер комбината. Возглавляемый ею отдел, владеет самой точной информацией о расходах и прибыли АО «АрселорМиттал Темиртау». Л.Е. Костяная рассказывает о работе своего отдела:
– На сегодняшний день в нашем отделе  работает 152 человека, из них 18 человек – угольный департамент, основной офис, остальные бухгалтера угольного департамента находятся в Караганде.
Назначение бухгалтерии – учет заработной платы, кредиторской и дебиторской задолженности, расчёт себестоимости по различным видам продукции, учёт основных средств, инвестиций по каждому проекту, ведение главной книги, которая  позволяет получить такие отчёты, как «Баланс предприятия», «Прибыль-убытки». Это два основных отчёта, которые являются конечными по деятельности предприятия. Т.к. в АО «АрселорМиттал Темиртау» входит много подразделений, то в стальном департаменте происходит консолидация отчётов, суммируются все балансы: стального, угольного департаментов,  ТОО «Оркен»,  дочерних предприятий (ТОО «Окжетпес», ТОО «Нерли Ас», АО «Карвол» и т.д.). Бухгалтеры цехов тоже относятся к главной бухгалтерии. Они выполняют учёт расхода материалов на производстве, что в конечном итоге приводит к расчёту себестоимости продукции производству и по каждому материалу, который производится в данном цехе. Ведётся учёт услуг сторонних организаций.
Стальной департамент работает в системе «SAP», «Оркен» и угольный департамент планируется также перевести в систему «SAP», уже составлено описание бизнес-процессов, какими они будут в системе «SAP», и начался   этап внедрения. Будут введены все бизнес-процессы, произведены настройки на  систему «SAP», а потом – непосредственное обучение людей, и перевод всей бухгалтерии в эту систему. «SAP» – это интегрированная система, которая позволяет, при  движении материала в модуле ММ (материальный менеджмент), отразить её сразу в двух модулях, получается синхронная запись, т.е. приход материала сразу отражается в модуле F1 (финансы). Расход материала тоже отражается  одновременно в трёх модулях: модуль ММ, как изменения остатка  материала, в модуле F1, как движение этого материала. И в модуле «Контроллинг» – то, что пошло на производство, и повлияет на расчёт себестоимости. Бухгалтерия на комбинате сводится к учёту всех затрат и определению себестоимости, а затем, в конечном итоге – к определению прибыли: сколько мы затратили, сколько продали и конечный результат – что мы получили, прибыль или убытки. В настоящее время, по данным бухгалтеров предприятие работает с прибылью.
По характеру выполняемой работы  происходит разделение: один работает, как исполнитель, ему дают задание в определённых пределах, и он его выполняет. А другие могут работать на перспективу, т.е. могут оценивать новую изменившуюся ситуацию. Например, изменения налоговой отчётности, вызванные вступлением в Таможенный союз. Изменились формы отчётности с Белоруссией и Россией. Таким образом, у нас две категории работников: исполнители и творческие работники.
Творческие работники определены уже своим статусом начальников бюро, в основном-то их  и ставят потому, что они более квалифицированные, быстрее адаптируются к изменениям, и могут изменить систему своей работы. Перед главной бухгалтерией стоит сейчас задача централизации всех финансовых услуг, т.е. планируется, что все финансовые услуги будут сосредоточены на стальном департаменте: полностью закупка, расчёты с покупателями,  выставление инвойсов потребителям – всё будет централизовано.
Работа изменится, те люди, которые занимаются бухгалтерией в угольном департаменте и «Оркене», будут переведены в стальной департамент. На местах останутся только люди, которые занимаются учётом затрат на себестоимость. В угольном департаменте каждая шахта делает свой баланс, у нас же — общий баланс по стальному департаменту. Но 8 шахт угольного  департамента работают по  контракту на недропользование, поэтому они будут как бы в одной балансовой единице. Все остальные предприятия, которые не попадают под этот контракт, перейдут в стальной департамент. Правда, отсоединяются  четыре завода в Караганде и на комбинате цеха, которые изготавливают запчасти и относятся к ЕРМУ. Они будут выделены в ТОО «Курылысмет», по этому вопросу ведётся работа. Но потом консолидация всё равно произойдёт  в системе «SAP», т.е. и  «Курылысмет», и шахты будут работать в системе «SAP», и всё будет консолидироваться  также в системе «SAP». Во-первых, все бухгалтерские операции будут производиться быстрее. Угольному департаменту, например, приходится консолидировать 23 баланса, это очень большая работа, она  будет выполняться автоматически.
Система «SAP» более современная, пользователь может в любой момент открыть и посмотреть любую проводку, т.е. мне, главному бухгалтеру, не надо будет давать задание кому-нибудь из бухгалтеров подготовить нужную информацию. Но пользователь должен знать систему «SAP», предполагается владение программой компьютера в совершенстве. «SAP» позволяет дойти до первичного документа, который в неё введён.
В состав главной бухгалтерии входят следующие бюро: бюро по учёту заработной платы, бюро по учёту материальных ценностей и расчётов с поставщиками, бюро учёта затрат на производство, бюро по учёту услуг сторонних организаций, сводно-финансовое бюро, бюро налогов, бюро по учёту центральных складов, бюро по учёту затрат коксохимпроизводства, бюро по учёту затрат аглопроизводства, группа по учёту затрат доменного цеха, бюро по учёту затрат сталеплавильного производства, бюро по учёту затрат №1 прокатного производства, бюро по учёту затрат№2 прокатного производства, бюро по учёту затрат №3 прокатного производства, бюро по учёту затрат ЕРМУ, бюро по учёту затрат цехов ОГЭ, бюро по учёту затрат №1 цехов ОГЭ, бюро по учёту затрат №2 цехов ОГЭ, бюро транспортных цехов, группа по учёту затрат ремстройцеха, группа по учёту затрат ЦБО, бюро финансовых операций по дальнему зарубежью, бюро финансовых операций по СНГ и Казахстану, бюро акцепта, бюро анализа банковских платежей и учёта железнодорожных перевозок, бюро по учёту затрат по инвестициям и основных средств, бюро финансовых операций, группа по учёту централизованных доходов и расходов и бюджетных платежей, бюро по своду отчетности, учёту затрат на производство и взаимозачётам, бюро материально-технического снабжения. У нас есть директор по финансам и три менеджера, которые занимаются прогнозированием, мы предоставляем им информацию, на основании которой они могут строить прогнозы.
– Я хочу отметить, что главная бухгалтерия постоянно развивается, чутко реагирует на изменения, происходящие в жизни. И у нас не бывает однотипной работы, мы должны в своей работе отвечать новым требованиям, изменениям, которые постоянно выдвигает сама жизнь. Всё это подстёгивает нас, не даёт нам остановиться в своём развитии. В отделе не осталось пенсионеров, они ушли по СДУ, дальнейшее сокращение может осложнить нашу работу, т.к. менеджмент требует  подробной отчётности и нам приходится вводить очень много информации.
Лучшие работники отдела: Л.В. Трунова, С.В. Лизунова, Н.С. Вихневич, Н.В. Журавлёва, М.Ю. Байназарова, М.В. Потапович, Н.М. Тихонова, С.К. Сейткулова, Д.Н.Зингаева. Многие люди заслуживают самой высокой похвалы. Хочется вспомнить добрым словом наших ветеранов: Тамару Николаевну Каменеву, Иклиму Кавыевну Миниханову, Валентину Акимовну Русакову, Раису Алексеевну Тарабаеву, Валентину Захаровну Дмитриеву, Надежду Алексеевну Семенееву,Любовь Ивановну Каряпкину, Татьяну Эдуардовну Кобзеву, Римму Дмитриевну Барыкову, Галину Сергеевну Аубакирову, Наталью Лисицыну.
Ежедневная кропотливая и ответственная работа бухгалтеров требует сосредоточенного внимания, предельной усидчивости, самоконтроля, аккуратности и тщательности. Всеми этими качествами в полной мере наделены работники главной бухгалтерии комбината, что позволяет им чётко управлять огромным потоком разнообразной информации в виде чисел.
Г.Кабанова

Добавить комментарий