В состоянии конфронтации

После совместной конференции работников стального и угольного департаментов по вопросу повышения заработной платы отношения профсоюза и правления приобрели непростой характер. Один из руководителей администрации провел совещание с начальниками цехов, где потребовал от них выйти из профсоюза. Эту ситуацию прокомментировал председатель профсоюза металлургов «Жактау» Виктор Щетинин.

— Сейчас складывается очень непростая ситуация: вместо того, чтобы после конференции наладить какой-то диалог, компания переходит к открытой конфронтации. Подобное давление есть ни что иное, как грубое нарушение нашего законодательства и нашей Конституции, согласно которым каждый гражданин самостоятельно решает, в какую партию ему вступать или не вступать, быть ему в профсоюзе или нет.
Отмечу, что это уже не первый факт открытой конфронтации со стороны правления. За критические материалы об обстановке в цехах и критику в адрес администрации пишущим сотрудникам газеты «Магнитка плюс» — редактору и корреспонденту заблокировали пропуска, лишив их доступа на комбинат и существенно ограничив их в получении необходимой информации.
За 20 с лишним лет работы в профсоюзе я видел много иностранных специалистов, руководителей, и большинство из них оставили у меня хорошую память о себе. Это были по-настоящему деловые, грамотные специалисты, которые радели за производство и болели за трудовой коллектив, видели в профсоюзе помощника, а не противника. Вместе мы делали общее дело, направленное на стабильную работу комбината, поддерживали в коллективах нормальную моральную обстановку. Конечно, в ходе работы возникали разногласия и недопонимания, когда компания пыталась отстаивать свои интересы, но ни один из этих руководителей не вмешивался в работу профсоюза, не оказывал на него давление, не вел дело к расколу, а с приходом новых иностранных специалистов такие события, к сожалению, происходят.
Мы считаем, что сложившаяся ситуация — это результат принципиальной позиции профсоюза по подписанию коллективного договора и проведения конференции по повышению заработной платы. Сейчас правление пытается сократить все социальные выплаты или производить их на свое усмотрение, аннулировать те пункты, которые всегда содержались во всех коллективных договорах. На «круглых столах» стали много говорить о том, что все деньги по коллективному договору выделяются не профсоюзом, а компанией. Мы этого не отрицаем, но хотелось бы спросить: если бы не было коллективного договора, давала бы компания деньги в добровольном порядке? В конце концов, кто должен оплачивать коллективный договор – государство, акимат, подрядчики? Какая структура? Мы предложили продлить срок действия коллективного договора до тех пор, пока профсоюз и правление не придут к общему решению и не будет подписан новый коллективный договор, однако, в ответ на нашу просьбу, срок действия был продлен только до 16 сентября текущего года. За такой короткий период мы не успеем согласовать все пункты, положения.
Правление не принимает позицию трудового коллектива относительно повышения заработной платы, которая сформировалась после проведенной конференции. Вопрос повышения заработной платы назрел уже давно, и результаты работы комбината за 2016 год и первую половину 2017 года, на наш взгляд, позволяют компании поднять заработную плату не только через грейдовую систему, которая пока непонятно что из себя представляет, а увеличить тарифы и оклады. Однако, повторюсь — вместо того, чтобы налаживать диалог, руководство компании пытается найти факты неправомочности проведения конференции. Хочется сказать правлению, что профсоюз уже не первый раз проводит такие конференции и знает, как это делать в соответствии с законодательством, поэтому все наши действия выдержаны строго в рамках Трудового Кодекса РК. Правление уклоняется от ведения переговоров, и затягивает формирование примирительной комиссии.
Действиями, проводимыми администрацией, сбить нас с намеченной цели не удастся. Мы настроены заключить коллективный договор, который был бы не хуже предыдущего, сохранить прописанные в нем гарантии и социальные выплаты. Мы настроены добиться выполнения решения трудового коллектива по повышению заработной платы. На какой процент – об этом пока сложно говорить. Сейчас идет формирование примирительной комиссии, но, в любом случае, мы будем стремиться к выполнению решения конференции.
Также хотелось бы предупредить руководителей, которые чересчур рьяно настроены на давление, направленное на выход работников из профсоюза: мы найдем возможность защитить их в рамках нашей Конституции и нашего законодательства. И если есть факты давления, просим обращаться в свои цеховые комитеты и напрямую к нам. Факт давления на руководителей цехов мы тоже не оставили без внимания. Мы проинформировали соответствующие государственные органы о политике, проводимой на комбинате в отношении членства в профсоюзе и профсоюза в целом. В наших действиях нет ничего противоправного, мы действуем строго в рамках законодательства, и никаких претензий по этому вопросу быть не может.
К сведению членов профсоюза хочу отметить: около 60% собранных профсоюзных взносов возвращаются обратно в цеха в виде материальной помощи, путевок, которые мы приобретаем помимо компании, благотворительной помощи на операции и другие платные медицинские услуги. И выход из профсоюза лишит работников этой необходимой поддержки.
Профсоюз «Жактау» всегда был и остается открытым для диалога – как для правления, так и для работников, и государственных структур. Мы готовы вместе решать возникающие на комбинате проблемы, и в любом диалоге выступать как равные партнеры. Никто не может диктовать нам, что мы должны делать, а чего не должны. И как нам действовать в этой непростой ситуации, решит коллектив.
В работе профсоюза и раньше были сложные периоды — например, когда правление пыталось урезать заработную плату на 25%, и мы с помощью государственных органов и администрации Президента добились отмены этого распоряжения. Были моменты, когда правление не хотело повышать заработную плату на 10% по просьбе Президента, и мы также добились, чтобы компания выполнила эту просьбу. У нас были сложности с предыдущим коллективным договором, когда компания не хотела включать туда ни индексацию, ни 13-ю зарплату, ни многие социальные выплаты, и мы добились, чтобы такие пункты были включены. Ровно год мы вели переговоры, но параллельно действовал старый коллективный договор до подписания нового. Мы все делали вместе со своим коллективом, ощущая его помощь и поддержку. И мы твердо уверены, что в сложившейся ситуации коллектив поймет, кто прав, кто действует во благо, а кто пытается извлечь какие-то сиюминутные выгоды, протащить непопулярные решения и заработать сомнительные дивиденды.
Этот непростой момент еще больше укрепит наши позиции. Мы уважаем мнение каждого, но все же работникам комбината стоит решить: оставаться им членами профсоюза, который всегда готов встать на их защиту, или стать бессловесными людьми, за которыми никто не стоит.

Записала Кира Щербакова

Добавить комментарий