Завершился очередной декадник по профилактике онкологических заболеваний. О том, как с ними обстоит ситуация в городе и на комбинате, о выявляемости, а также о том, можно ли обнаружить рак на ранних стадиях, рассказала врач-онколог города Темиртау Ирина Баранова. |
По сравнению с 2015 годом в 2016-м число онкологических больных не уменьшилось, а, наоборот, увеличилось. За 12 месяцев 2016 года на учет было взято 200 человек, а это очень много. У 42-х были выявлены запущенные формы рака 3-4 стадий, как визуальных локализаций – рак кожи, молочной железы, прямой кишки, так и не визуальных. Порядка 65-68% из этих 42-х человек – люди пенсионного возраста от 65-ти лет и старше, так называемая «неохваченная» группа населения, которая не очень-то любит ходить в поликлинику.
Среди работников АО «АМТ» в 2016 году было выявлено 42 человека с утвержденным диагнозом «рак», из них семь имеют запущенные формы, что составляет 16,7%. По словам Ирины Барановой, это очень много, и является плохим показателем. Только за январь 2017 года на учет было взято два работника АО «АМТ» с раком толстого кишечника и раком кожи. Хорошо, что в обоих случаях заболевание удалось выявить на начальной стадии.
В разрезе комбината на первом месте стоит рак кожи, далее – рак почки, молочной железы, предстательной железы. |
Что касается локализаций, то в Темиртау наиболее распространены рак кожи, молочной железы, толстого кишечника, легкого, предстательной железы, желудка. В разрезе комбината на первом месте стоит рак кожи, далее – рак почки, молочной железы, предстательной железы. Другие локализации были выявлены в единичных случаях: рак шейки матки, рак пищевода, желудка, печеночной зоны. И это – не полный список.
— Ситуация печальная: идет рост как по заболеваемости, так и по запущенности. Страдает работающее население, имеет место рост числа больных из тех, кто работает на комбинате, — говорит Ирина Баранова. — Последние 3-4 года мы взялись за статистику. Но от того, что мы выводим статистические показатели, ситуация, к сожалению, не улучшается. Наверное, и раковые клетки стали «хитромудрыми»: сейчас все формы рака протекают атипично. Нет такого, чтобы больной пришел, пожаловался, и был готов диагноз. Все стало очень сложно, приходится вести поиск и проводить массу дополнительных обследований, чтобы заподозрить, что вот здесь появилось новообразование. А потом просить помощи у специалистов области, которые пересматривают все наши обследования. Иногда такой диагностический поиск занимает до нескольких месяцев, и пациенты жалуются на то, что вынуждены долго ходить в поликлинику. Иногда бывает так, что пациент приходит на прием с вторичными изменениями, а найти первичный очаг не удается. И таких случаев немало.
Именно с такой пациентки у онколога начался 2017 год. Женщине проводили эмиссионную томографию, обследовали не только на уровне области, но и на уровне республики, но очаг так и не был найден. Как известно, рак – не только смертельно опасное, но и коварное заболевание. И главное коварство заключается в том, что болезнь непросто обнаружить на начальных стадиях, когда прогноз при соответствующем лечении благоприятный. «Рак не болит» — говорят врачи, поэтому пациенты долгое время не подозревают о том, какая опасность угрожает их здоровью и жизни.
Среди работников АО «АМТ» в 2016 году было выявлено 42 человека с утвержденным диагнозом «рак», из них семь имеют запущенные формы, что составляет 16,7%. |
— Болезненность появляется, когда есть какие-либо осложнения: прорастание опухоли, либо опухоль сдавливает какой-то орган или нервное окончание. Чаще всего это происходит на третьей-четвертой стадиях, — объясняет Ирина Баранова. — Выявление рака на первой-второй стадиях – это почти всегда «случайная находка»: пациент сам нащупал опухоль, либо ее выявили во время профосмотра или в смотровом кабинете.
Чтобы хоть как-то уменьшить риск, необходимо быть внимательным к себе. Всегда следует обращать внимание на образования на коже, не заживающие длительное время, около года и более, покрытые корочкой, которая отваливается и появляется снова. Многие формы рака, например, рак желудка и кишечника на начальных стадиях можно выявить, благодаря скринингу.
Наверное, и раковые клетки стали «хитромудрыми»: сейчас все формы рака протекают атипично. Нет такого, чтобы больной пришел, пожаловался, и был готов диагноз. |
— Одному из пациентов, у которого с помощью скрининга выявили рак кишечника, 57 лет, то есть ему еще 6 лет до пенсии, — говорит онколог. — Если бы скрининг не был проведен, он мог бы и не знать, что у него есть онкологическое заболевание, благополучно выйти на пенсию, прожить еще несколько лет, потому что опухоли не так быстро растут. Лет 6-7 он прожил бы без жалоб, но рано или поздно это закончилось бы явлениями кишечной непроходимости. Хорошо, что есть такая программа, как скрининговые исследования.
По словам Ирины Барановой, в антирейтинге заболеваемости раком в Карагандинской области Темиртау стоит на четвертом месте. В тройке «лидеров» — Жезказган, Балхаш и Приозерск. В единственном на область онкодиспансере больных из этих четырех городов очень много. Но несмотря на такое положение дел, на сегодня в Карагандинской области остро стоит проблема нехватки врачей-онкологов. По нормам их должно быть 29, а работает всего 9. Если раньше онкологи принимали во всех темиртауских поликлиниках, то сейчас в городе принимает один онколог – Ирина Баранова. Нагрузка, в том числе, психологическая, на специалистов огромная, и это – одна из причин, по которой из профессии уходят молодые специалисты, которых подготавливает онкоцентр. Остаются только единицы. Сегодня профессию онкологов сами врачи называют вымирающей. И все это — при ежегодном росте числа онкобольных.
В антирейтинге заболеваемости раком в Карагандинской области Темиртау стоит на четвертом месте. В тройке «лидеров» — Жезказган, Балхаш и Приозерск. В единственном на область онкодиспансере больных из этих четырех городов очень много. |
Кира Щербакова