21 октября в рамках декадника по охране женского здоровья, приуроченного к Всемирному дню осведомленности о раке молочной железы, в здравпункте ФЛЦ прошла акция с участием онколога-маммолога и гинекологов. Работницы АО «АМТ» могли получить консультацию и задать интересующие
|
Прием в здравпункте вели врач-гинеколог поликлиники № 1 города Темиртау А. Саурбаева, врач-гинеколог МУЗ Кайнар» Н. Юниман и онколог-маммолог поликлиники № 1 города Темиртау И. Баранова.
— Мы консультируем, проводим опрос,общий осмотр, осмотр молочных желез, — говорит врач-гинеколог Наталья Юниман. — Кто-то подходит с результатами обследований, с жалобами, мы рекомендуем, куда дальше обратиться, к какому из специалистов. Есть женщины, которые не предъявляют жалоб, а просто приходят на общую консультацию и задают интересующие вопросы.
По словам женщин, которые в тот день приходили за консультацией к онкологу, переступать порог кабинета им было страшновато: а вдруг что-то выявится? Врач Ирина Баранова понимает своих пациенток. Говорит, что страх перед онкологом испытывают многие.
— Женщины бояться услышать, что у них есть какие-то проблемы. Каждая, заходя ко мне в кабинет, хочет, чтобы я сказала, что у них нет патологии. Каждая в страхе от того, что ты сейчас скажешь. И все у нас бывает: и слезы, и истерики, потому что одно название «рак» — страшное.
У наших женщин такая психология: пока не прижмет, никуда не пойду. Приходят в основном те, у кого есть какие-то проявления, — говорит Ирина Баранова. — Что касается раковых опухолей, то здесь главная проблема в том, что люди поздно приходят к врачу, потому что их ничего не беспокоит. В 90% случаев рак молочной железы — случайная находка: либо сама нащупала, либо нашли в доврачебном кабинете. К сожалению, мы часто констатируем у молодых женщин третью-четвертую стадии. Это очень поздно для молочной железы, и является запущенным вариантом. По словам Ирины Барановой, каждый такой случай разбирается на уровне поликлиники не только с онкологом, но и с терапевтами и гинекологами. Главные вопросы здесь: почему это произошло? Где не досмотрели и кто виноват? Потом соответствующая документация идет в областной онкологический диспансер, и
уже там врачам приходится объяснять, как такое получилось. Кроме того, каждый случай запущенного рака сейчас находится на контроле Департамента здравоохранения.
— Причин того, что рак выявляется на третьей-четвертой стадиях, несколько. Но в любом случае каждый человек, независимо от того, сколько ему лет, работает он или нет, должен быть под медицинским наблюдением. Даже если он сам не ходит в поликлинику, на участке медицинские работники знают, что такой человек у них есть, и нужно активно работать с такими людьми. А у нас получается, что какая-то часть населения выпадает, а потом появляются проблемы. Единственное, что меня радует, как онколога, это то, что в 52% случаев рак молочной железы выявляется на 1-2 стадиях, когда можно провести эффективное лечение.
В наше время рак не всегда является приговором: есть эффективные методы лечения, дающие хорошие результаты, но здесь все индивидуально. Согласно распространенному мнению, чем моложе пациент, тем легче ему победить болезнь. Но в случае с раком, и, особенно, с раком молочной железы, все наоборот. У молодых пациентов, у которых хорошо идут гормональные процессы, рак развивается быстрее, чем у пациентов в возрасте. Молодых пациентов с запущенными стадиями лечить сложнее, и врачи не могут гарантировать то качество жизни, какое бы хотел пациент. С пациентами старше 65 лет ситуация другая. Замедлены все гормональные процессы, и болезнь не развивается так быстро, как у молодых. Врачи говорят: чтобы уберечь себя, нужно ответственно к себе относиться. К сожалению, не все придерживаются такого мнения.
— Проблемы часто происходят из-за собственной недисциплинированности и плохого отношения к себе. У меня есть пациентка скринингового возраста. Она была у меня в начале 2015 года, я написала, когда ей нужно снова ко мне явиться — через три месяца. А получилось, что она появилась только в этом году, и случайно на скрининге выявились серьезные проблемы. Она сказала: «Я все понимаю, я сама виновата». Но из-за этого « я сама» страдает она, страдают ее близкие, которые за нее переживают, страдает поликлиника, и я себе тоже ставлю в укор: может, чего-то не разъяснила, не «достучалась».
Анализов, которые помогут со 100% вероятностью выявить онкологическое заболевание, на сегодня нет. Что касается рака молочной железы, хорошим методом обследования является маммография. Многое зависит от того, кто читает снимок, от квалификации рентгенолога. Для того, чтобы не допускать ошибок, делается «вторая читка» снимков.
После того, как специалисты темиртауских медучреждений прочтут снимки, их везут в областной онкологический диспансер. Так происходит еженедельно. Врачи перепроверяют друг друга, так как всегда присутствует человеческий фактор.
Кира Щербакова