Очередной «круглый стол» прошел для работников ЦВС, ЦГТС и Г. На этот раз представители администрации решили построить встречу немного не так, как в других подразделениях, предоставив рабочим больше времени для озвучивания проблем. И когда «круглый стол» уже подошел к концу, вопросы все равно не прекращались. |
«Нам ничего не выделяют!»
После того, как традиционно была озвучена официальная информация по ТБ, присутствующих попросили задавать вопросы. Работники цехов не заставили себя ждать. Представителям администрации только и оставалось, что пообещать решить наболевшие проблемы, и переадресовывать вопросы в различные отделы.
— Нам должны были выдать треноги для безопасного спуска в колодцы. Их у нас до сих пор нет, — рассказал бригадир канализационных сетей ЦВС Андрей Лукашев. – Кроме того, у нас идет прямой контакт кожи рук с фекалиями, которые скапливаются в колодцах. Простые матерчатые перчатки, которыми мы пользуемся, быстро промокают. На наших руках остается непонятно что, потом мы приходим домой, обнимаем ими детей, жен. Нам нужны герметичные защитные костюмы.
Начальник ЦВС Ирина Алексеева добавила, что цех год переписывался с отделом снабжения, выпрашивая для своих работников костюмы ОЗК. В итоге они так и не были закуплены. Начальник Управления по кадровому администрированию Олег Нино пообещал, что отделы снабжения и техники безопасности возьмут на контроль закупку оборудования и спецприспособлений.
— Постоянно идут дожди, а у нас нет плащей, — пожаловался работник ЦВС. — Люди работают на улице, они промокают и могут заболеть. Брезентовые накидки, которые нам выдают, уже через полчаса становятся неподъемными, в них невозможно работать. Нам нужны обычные дождевики.
Как оказалось, с выдачей инструментов тоже есть проблемы:
— Мы давно не получали хороших слесарных инструментов. Получаем только белые ключи. Они красивые, но работать ими невозможно, — продолжил слесарь-ремонтник ЦВС. – Ни черенков нет, ни страховки, а ведь техника безопасности требует. Работать нечем.
Высказались сотрудники ЦВС и о нехватке персонала:
— На прошлом «круглом столе» было много вопросов по Сергиополю, и внятных ответов мы до сих пор не получили. У нас 5 операторов, а машинистов всего 4. Почему нет пятого машиниста? Я не могу отпустить людей, идет постоянное накопление задолженности по отпускам. Это при том, что люди не уходят на больничные, не учатся. Второй вопрос по электромонтерам. Люди ушли по СДУ, теперь в пятой бригаде нет электриков. По правилам техники безопасности производить работы на ЛЭП, где напряжение свыше 1000 киловольт, накладывать переносные заземления могут не меньше двух электромонтеров. Мы написали много писем, чтобы приняли специалистов, но результата нет. Сейчас я должен договариваться с электромонтером, находящимся на выходном дне, чтобы он вышел и выполнил необходимые работы. Длина линии – 48 километров. Диспетчеризации по участку Сергиопольского водозабора, которая была в советское время, тоже нет. Мы работаем, как слепые котята. Автоцех нам технику не выделяет, потому что она сломана. Уже четыре недели работаем без дежурной автомашины. Кроме того, те люди, которые выходят в смену на сутки, не могут никуда уйти в свой обеденный перерыв, и это время им не компенсируют. И эти проблемы длятся уже не первый месяц.
Работать скоро будет некому
Вопросы о нехватке кадров не прекращались. Были затронуты и проблемы, возникающие при замене штатных сотрудников аутстафферами:
— Семь машинистов насосных установок у нас работают по аутстаффингу. В восьмом пункте положения от аутстаффинговой компании сказано, что мы не имеем права выводить ее работников в выходные дни. Получается, что когда наши сотрудники болеют, мы не можем их заменить. У меня не вопрос, а просьба: пересмотрите восьмой пункт.
Начальник отдела труда и заработной платы УТиЗ Светлана Андрейчук пояснила, что аутстафферы работают по контракту, где указана фиксированная сумма без тарифных ставок, дополнительных часов и премий, поэтому выводить их в выходные нельзя. Круг замкнулся, и работникам цехов придется и дальше справляться своими силами.
— Мы бы привлекали своих, но если своих уже не хватает? С каждым днем аутстафферов становится все больше. Женщины уходят в декретные отпуска, и вместо них опять же принимают аутстафферов. Завтра кто-то выйдет в отпуск, уйдет на больничный – кто будет работать? Аутстафферы – такие же члены нашей команды. Так в чем же дело?
Председатель профсоюза металлургов «Жактау» Виктор Щетинин сказал, что в личных трудовых договорах аутстафферов прописано, что они могут работать в выходные дни. Этот непростой вопрос обещали рассмотреть.
— Можно озвучить цифру, которую комбинат отчисляет на одного аутстаффера? К нам приходят слесаря с пятым разрядом и получают по 70 тысяч тенге. Такой же слесарь из штата комбината получает 140-150 тысяч. Почему у аутстафферов зарплата в два раза меньше?
Светлана Андрейчук пояснила, что в Казахстане существует специальный документ — обзор, где прописаны средние зарплаты по каждой специальности, и сторонние организации, принимая на работу людей, ориентируются на указанные суммы. У сотрудников комбината оплата труда выше еще и потому, что для них определены различные надбавки: за недоштат, из фонда начальника цеха и прочие, плюс премирования. У аутстафферов ничего этого нет, вот и получается, что за ту же самую работу они получают наполовину меньше.
Хотим напомнить, что в настоящее время профсоюз «Жактау» добивается того, чтобы запретить аутстаффинг на законодательном уровне. Также профсоюз обратился в Министерство здравоохранения и соцразвития с просьбой заставить администрацию АО «АрселорМиттал Темиртау» довести число работников до нормативной численности и соблюдать ее в дальнейшем.
Проблему старения кадров и их выхода на пенсию без соответствующей замены подняла Ирина Алексеева:
— Средний возраст сотрудников ЦВС – 48 лет. Самому молодому – 28 лет. В следующем году на пенсию уйдут два человека. Молодежь не принимают. Кого мы оставим после себя? Через 10 лет кто будет работать на этом предприятии? В ноябре на пенсию уйдет кладовщица, и я не смогу никого найти, потому что зарплата очень маленькая. Сейчас люди требуют, чтобы спецовку им выдавали прямо в цехе, но делать это некому. У нас никого не осталось!
— Когда-нибудь массовый прием на комбинат будет открыт. Тогда отделу кадров придется непросто. Уже сейчас у нас просматривается большой дисбаланс, — сказал Олег Нино.
Ну что ж, остается надеяться, что массовый прием все же начнется. Иначе в цехах и впрямь скоро никого не останется.
Работники ЦГТС и Г пожаловались на то, что зарплаты ИТРовцев – самые низкие на комбинате, после чего были озвучены цифры: средняя зарплата ИТРовцев в ЦВС – 180 353 тенге, ГТС – 183 301, ЭнРЦ – 226 942. Средняя зарплата по комбинату – 162 535, по ЦВС – 129 145 (80% к общекомбинатовской), по ГТС – 121 827 (75%), ЭнРЦ – 147 873 (90%). |
Кира Щербакова