«Наших инспекторов не надо бояться, с ними можно и нужно сотрудничать!»

В минувший четверг у работников комбината была возможность задать вопрос начальнику УОТ и ТБ Александру Петренко, позвонив по телефону прямой линии. Информация о ее проведении была опубликована в прошлом номере газеты. За один час, отведенный для вопросов, в управление не поступило ни одного звонка. В интервью корреспонденту газеты Александр Петренко поделился своим мнением о том, почему работники комбината не проявили интереса к такой форме диалога, а также назвал причины, по которым, несмотря на всю проводимую работу, несчастные случаи на комбинате все-таки происходят.

А.ПетренкоВ начале интервью Александр Петренко отметил, что обратная связь с работниками комбината давно налажена, возможно, поэтому у рабочих не было необходимости участвовать в прямой линии. В управлении действует постоянный телефон доверия – 96-52-51, по которому можно сообщить о случаях нарушений правил ТБ, попросить содействия.

— Как часто вам звонят рабочие и на что жалуются?
— Часто звонят работники ЛПЦ-2, просят защитить. Мы обязательно вмешиваемся, помогаем. Много звонков по поводу пыли от ТЭЦ-ПВС – люди задыхаются, и даже респираторы не помогают. Конечно, в таких случаях мы говорим о необходимости проведения ремонтов. Надо приводить в надлежащее состояние эмульгаторы, потому что они порядком изношены, и пыль выбивается в атмосферу. И ремонты идут, в этом году их проводили на ТЭЦ-2, ТЭЦ-ПВС, и выбросов стало меньше. На будущее планируется большой проект на ТЭЦ-ПВС — там заменят котлы, поставят электрофильтры… Тогда в атмосферу вообще ничего не будет выбиваться.

-То есть, звонки бывают достаточно серьезные.
— Конечно, бывает «шелуха», но вместе с этим и такие сигналы, на которые нужно быстро реагировать. В общем, определенный опыт в этом смысле у нас уже наработан. В июле этого года, когда на комбинате проводилась проверка представителями корпоративного офиса, нашей работе была дана хорошая оценка. Тогда проверяли несколько отделов – на предмет того, как они работают с обращениями металлургов по различным вопросам, в том числе, по ТБ. Нам сказали, что прямая телефонная связь практикуется не на всех предприятиях. А у нас еще и ящики для сбора обращений в каждом цехе установлены.

— А негативные послания получаете? Говорят, рабочие стараются лишний раз вам на глаза не попадаться, обязательно что-нибудь найдете.
— Бывает, пишут, что ТБшники придираются. Но если мы не будем придираться, будет так, как три недели назад – за три дня двое погибших. А по поводу вашего вопроса могу сказать, что нас не надо бояться, с нами надо сотрудничать. Если человек где-то оступился, мы обязательно разбираемся, подходим к людям, спрашиваем, почему так произошло. Может, какие-то личные проблемы, или руководство не подсказало, как правильно действовать. Стараемся доходить до сути. Но если один и тот же человек повторно нарушает правила ТБ, игнорирует существующие инструкции, мы принимаем жесткие меры. Вплоть до увольнения. У нас работает биометрическая система допуска подрядчиков, и если человек грубо нарушает правила ТБ, особенно при работе на высоте, мы отдаем данные в бюро пропусков, и человек уже не может зайти на комбинат. Такое у нас было с ТОО «Велдер», где электросварщик позволил себе грубо нарушить технику безопасности, причем это произошло после митинга по ТБ на третьей доменной печи. Его организовали в воскресенье, 9 ноября, в связи со смертельными несчастными случаями, о которых я уже говорил. Митинг длился минут сорок, на нем долго говорили о необходимости усиления мер безопасности при выполнении работ, перед рабочими выступали гендиректор г-н Махадеван, г-н Хмелик, сами работники выходили и предлагали различные меры. А после митинга мы решили проверить, поняли ли люди, о чем с ними сегодня говорили. Провели проверку, и нашли двух человек – работника «Энергомонтажстроя» — он работал на высоте без пояса, и сварщика из ТОО «Велдер», который варил на высоте, ничем не закрепившись. Спросили: «Вы были на митинге?». Оказалось, был только один — сварщик из «Велдера», он все выслушал, осознал, а потом пошел и все сделал неправильно. И это уже игнорирование правил ТБ, которые до них попытался донести генеральный директор предприятия

— Какие объяснения дал сварщик?
— Сказал – залез наверх всего на минуту, что-то там подварить. Говорит: «Воскресенье, меня никто не контролирует, я и позволил себе расслабиться. Не ожидал, что придет ваша служба». Я ему ответил, что за ТБ мы смотрим 24 часа в сутки 7 дней в неделю. В управлении есть круглосуточная служба, которая это осуществляет.

— На ваш взгляд, почему такие случаи происходят?
— Люди не верят своим страхам, отключаются от всех этих моментов. То ли менталитет такой, то ли воспитание. Мы работаем с подрядчиками каждый день, идет постоянный диалог, но люди приходят на свое рабочее место, за ними никто не следит, и они стараются побыстрее сделать свою работу, чтобы уложиться в сроки, получить вознаграждение. Но нарушения правил ТБ приводят к несчастным случаям, в том числе, смертельным, и в этом году их было уже четыре. На мой взгляд, руководители слабо работают со своими людьми. Или не работают вообще. Определяют фронт работ, объемы, а техника безопасности упоминается вскользь. Их инженеры по ТБ, как правило, занимаются только документацией, работают в офисах, а не на рабочих площадках. Мы проверяем работу руководителей именно в плане профилактики несчастных случаев, и сталкиваемся с тем, что многие позволяют просто не проводить аудиты или проводят их формально – находят три замечания, касающиеся технических средств безопасности или культуры производства, а о поведенческих аудитах забывают. Но в нашем деле самое главное — работа с людьми. И все меры должны быть превентивными, а у нас вспоминают о ТБ, когда на площадке уже что-то произошло. Мы стараемся с этим бороться, но у нас не так много людей, один человек ведет 5-6 подразделений. Если нам не будут помогать их руководители, среднее звено мастеров, то все наши усилия будут тщетны.

— Руководитель горпрофсоюза Наталья Попова часто говорит о том, что вопрос ТБ в «подрядках» во многом зависит от их финансовых возможностей. Комбинат не так много платит подрядчикам за работу, поэтому не хватает денег на СИЗ, оплату труда мастеров, инженеров, которые могли бы неотлучно быть с людьми на рабочей площадке.
— Вспомните несчастный случай с подрядчиком ТОО «Авега Казахстан», который погиб на ТЭЦ-2 при демонтаже здания химического цеха. Он был полностью экипирован – спецодежда сварщика, пояс, к которому был прикреплен фал, каска, очки — у него было все для того, чтобы несчастный случай не произошел. Единственное, что он не сделал, по нашему предположению, — не зацепился, когда начал спускаться. Он использовал два фала — один из них всегда должен быть прицепленным к металлоконструкции, другой фал просто перецепляется. Получается, у него было все необходимое для его безопасности, но в итоге человек погиб. О каких капитальных вложениях здесь можно говорить, если подрядчики сами не задумываются о своей судьбе? Нужно изменение культуры поведения людей, их сознания, нужно постоянно говорить с людьми, показывать на иллюстративном материале, что может произойти от падения, мало-мальского ожога, работы в замкнутом пространстве, когда человек может задохнуться в той же трубе… Чтобы человек понял, что нарушая ТБ, он может остаться калекой, зачеркнуть свою жизнь и жизнь своей семьи, жить на жалкое пособие инвалида и быть никому не нужным. К тому же, если происходят несчастные случаи, мы проводим собственное расследование, и плюс к этому сведения передается в контролирующие госорганы. Люди, ответственные за случившееся, могут получить наказание в виде лишения свободы.
Возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что финансовые средства, конечно, тоже играют значимую роль. И руководителям «подрядок» не стоит экономить на СИЗ, определенных видах спецодежды и покупать проверенные средства. Пример — случай в подрядной организации «Измет» в октябре 2014 года. Фирма приобрела таль китайского производства, неиспытанную, из чугунины, хотя все тали должны быть из высокопрочного металла и стали. Были применены неправильные приемы работы при подъеме тяжелого оборудования. В итоге крюк оборвался, и работник, который почему-то был за него зацеплен, упал с высоты 5 метров, получил тяжелые травмы. Почему подрядчик сэкономил на этом? Не купил таль подороже? Теперь он будет платить дважды – работнику за увечье, и за новое грузоподъемное оборудование более высокого качества.
А по поводу выработки — я часто беседую с руководителями подрядных организаций, и не могу сказать, что сейчас маленькая выработка. У тех, кто работает на капремонтах, больших объектах, она доходит до 120, а бывает и выше. И у меня язык не повернется сказать, что подрядчики сейчас мало получают. Это больше на совести их руководства, потому что все деньги, как я понимаю. приходят на финансовый счет руководителя, а он решает, сколько пойдет на зарплату, ТБ, и сколько он оставит себе. Если руководитель заинтересован только в прибыли, ни о какой ТБ говорить не приходится. А если человек чувствует ответственность за своих работников, то с такими подрядчиками нам по пути.

Продолжение интервью с Александром Петренко читайте в следующем номере «Магнитки плюс». Начальник УОТ и ТБ расскажет о новой спецодежде и обуви, о том, что такое «ураган», и чем он лучше «вьюги», а также поделится своим мнением о чунях для сталеваров.

Наталья Прончатова

Добавить комментарий