В. И. Свиридов: «Помогать людям – основная задача депутата»

С приходом нового исторического периода, в нашей стране родился местный орган представительной власти – маслихаты. И вот уже 20 лет народные избранники находятся на службе населения, выражая его волю, в соответствии с законодательством Республики Казахстан определяют меры, необходимые для ее реализации, и контролируют их осуществление. Наши сегодняшние собеседники – несколько созывов являвшийся секретарем городского маслихата Анатолий Аркатов и его преемник, Василий Свиридов, который на данный момент возглавляет темиртауский депутатский корпус.

В спорах рождается истина
— Анатолий Петрович, Вы достаточно большой период своей жизни посвятили депутатской работе, являясь секретарем темиртауского маслихата II-IV созывов, и можете наиболее компетентно ответить на вопрос: какими качествами должен обладать человек, который хотел бы стать депутатом?
— Вы знаете, за свою многолетнюю работу мне не раз приходилось отвечать на вопрос: что движет людьми, которые идут в депутаты? Даже друзья интересуются: какая выгода, какой материальный интерес у депутатов? И когда я отвечаю, что депутаты не получают заработную плату и не имеют никаких преимуществ и привилегий, то все удивляются. Просто есть люди, которые неравнодушны ко всему происходящему, которые хотят изменить что-то в жизни в лучшую сторону. Они тратят свое личное время, отнимая его от семьи, от занятий по интересам, хобби, и не получают ничего взамен, а чаще всего слышат в свой адрес критику и даже обвинения. Что касается меня лично — если мне удается помочь кому-то конкретно, решить какой-либо вопрос, то я получаю от этого удовлетворение.
— Депутаты городского маслихата – это большой коллектив, разные люди… Как удается находить компромисс? Сложно даются совместные решения?
— Маслихат – это коллегиальный орган, который через споры, обсуждения, дискуссии, и не всегда с первого раза, принимает решения. И когда перечисляются принятые решения, мы знаем, что за этим стоит кропотливая, многочасовая работа депутатов, аппарата маслихата. В аппарате маслихата всегда трудились ответственные, грамотные специалисты, и на них ложилась большая часть работы. И, как пример, хочу вспомнить руководителя аппарата маслихата Галину Петровну Глинко. За энергичный, веселый нрав, за деловые качества ее уважал аппарат маслихата, депутаты всех созывов, ведь она проработала в акимате и маслихате более 30-ти лет… Что касается настоящего и будущего — время ставит новые задачи, для их решения приходят новые депутаты, главное — они должны быть порядочными и ответственными, ведь их избиратели доверяют им!

Один в поле не воин
Василий Иванович, насколько изменились условия работы депутатов — тех, кто стоял у истоков становления маслихатов, кому приходилось начинать буквально с нуля, и нынешнего депутатского корпуса?
— В год празднования 20-летия маслихатов Республики Казахстан невольно оглядываешься назад и осознаешь, насколько изменилась социально-экономическая ситуация в городе, как непросто приходилось работать руководству города, депутатам маслихата в те 90-е годы. Это были времена, когда присутствовали только зачатки рыночной экономики, бытовые и коммунальные проблемы, низкий уровень жизни горожан, бюджета города хватало только на заработную плату бюджетникам. Те времена прошли… Все вместе мы преодолели сложности, и, как результат, заметно улучшилась жизнь горожан. Рассказывая о депутатской деятельности темиртауского городского маслихата, повторю одну проверенную истину: «один в поле не воин». Маслихат на сегодня представляет собой коллегиальный орган представительной власти, в который входят 18 депутатов – это и умудренные жизненным опытом люди, и энергичная молодежь, темиртаусцы, полные сил и здоровых амбиций. А депутаты Ф. И. Валеев, В. П. Дмитриев, А. Б. Ломакин, Ю. Х. Кусиди избраны в состав маслихата в четвертый раз.
— Какие первоочередные задачи стояли перед депутатами нынешнего созыва на начальном этапе работы? И как сейчас складывается деятельность маслихата?
— Первым делом депутаты маслихата 5 созыва обобщили острые проблемы, касающиеся жизнедеятельности города, составили план работы маслихата, постоянных комиссий, график приема избирателей. С годами понимаешь, что помогать людям в решении каждодневных социальных проблем, это и есть основная задача депутата. Все депутаты в своей деятельности должны руководствоваться своей предвыборной программой, наказами избирателей и нормами действующего законодательства. Кстати, зачастую у избирателей возникают вопросы из-за незнания действующего законодательства, поэтому рассмотрение обращений и принятие решений требует от депутата изучения многих законов, которые не требуются им в их основной деятельности.
Например, недавно к нам обратились жители с жалобой на то, что якобы именно депутаты городского маслихат создали препоны при сборе необходимых справок для оформления жилищной помощи. Мы дали разъяснения, что городские депутаты не имеют к этому никакого отношения, так как порядок оформления жилищной помощи определяется правительством РК.
В компетенцию маслихата входит распределение городского бюджета, а это оказалось совсем нелегким делом. Каждый депутат всячески стремится решить проблемы своего округа, в том числе финансированием из бюджета мероприятий по благоустройству, ремонту дорог, внутриквартальному освещению, обрезке аварийных деревьев, установке детских площадок… С одной стороны, нельзя ухудшить финансирование социальных программ, с другой стороны — благоустройство внутриквартальных территорий, улиц частного сектора всегда финансируется по остаточному принципу. Депутаты сообща решают, куда в первую очередь направить денежные средства, в некоторых случаях приходится уступать друг другу, идти на компромисс. Ежегодно мы утверждаем дислокацию установки детских площадок, кортов, ремонта внутриквартальных проездов, устройства уличного и внутриквартального освещения, в течение года уточняем с выездом в избирательные округа по адресам, совместно с исполнителями работ. Однако, часто приходится разъяснять избирателям на встречах, что одновременно благоустроить все дворы невозможно, что этого можно достичь только в течение нескольких лет.
— Приведите пример, когда бы народным избранникам было трудно прийти к компромиссу по конкретному обсуждаемому вопросу.
— Например, много споров вызывал в 2012 году вопрос обеспечения льготного проезда для отдельных категорий граждан. На протяжении многих лет существовала практика выдачи проездного билета, перечисление бюджетных средств в автотранспортные предприятия. На это уходили сотни миллионов, даже по тем временам — это большие деньги. Депутаты изучили пассажиропоток, количество нуждающихся в льготном проезде, рассчитали потребность в денежных средствах, обсудили в СМИ и пришли к выводу: нужно выдавать компенсации за льготный проезд из местного бюджета путем перечисления определенной суммы (каждый год сумма увеличивается) на счета нуждающихся. Находились противники такой схемы. Через два года с этим согласились даже те, кто ранее сомневался и был против компенсации. Во-первых, в городе несколько видов транспорта: автобусы, трамваи, маршрутные такси, а выданные проездные билеты рассчитаны на проезд только в автобусах, но в некоторые учебные заведения, например, в профлицеи, можно доехать только на маршрутном такси или трамвае. Во-вторых, нуждающиеся в льготном проезде чаще всего из малообеспеченных семей, где дети учатся вблизи от дома, на все другие поездки денежных средств из суммы компенсации вполне хватает.
— Какой из вопросов Вы считаете одним из самых актуальных именно для темиртауского городского маслихата?
— Думаю, это природоохранная деятельность, ведь вопросы экологии сегодня — это вопросы жизни завтра, это наиболее злободневная тема. В Темиртау есть четыре основных загрязнителя окружающей среды: АО «АрселорМиттал Темиртау», АО «ТЭМК», станция КарГРЭС-1 и АО «Central Asia Cement», которые загрязняют нашу окружающую среду (воздух, земля и вода) золой, сернистым ангидридом, сероводородом, фенолом, аммиаком, фенолом с различными наполнителями извести, кокса, шлака, цемента, марганцем, ртутью. При этом предприятия платят огромные суммы (в год около 4 млрд. тенге) в областной бюджет за эмиссию в окружающую среду. Но обратно в город на природоохранные мероприятия не возвращается ни одного тенге. Много написано обращений, предложений, просьб по этому вопросу в областные структуры, депутатам Мажилиса, Сената Парламента РК. Сейчас готовится к принятию в Парламенте проект нового Экологического Кодекса, в который, надеюсь, войдут все наши предложения. В ходе контроля за выполнением решения городского маслихата от 28 сентября 2012 года «О состоянии и мерах по улучшению экологической обстановки в городе Темиртау» выясняем, что экологические мероприятия, запланированные предприятиями выполняются не все. Нельзя сказать о существенном улучшении экологической ситуации, о том, что к решению экологических проблем повернулись лицом. О состоянии окружающей среды есть очень много закрытой информации, как для общественных объединений, так и для государственных органов на местном уровне. Поэтому постоянная комиссия по экологии под руководством депутата Ф. И. Валеева еще раз вернулась к этому вопросу, приняв участие в подготовке вопроса на сессию Карагандинского областного маслихата. Сегодня мы можем сказать, что со второго места в стране по загрязнению окружающей среды в 2012 году наш город переместился на 6-е место в 2014-м. Лишь объединение усилий государственных органов, различных общественных объединений позволит решить вопросы экологии более эффективно и с меньшими затратами.
Одним из важных направлений деятельности постоянной комиссии по вопросам бюджета, промышленности, экологии и предпринимательства является вопрос эффективности использования бюджетных средств. В настоящее время нет ревизионной комиссии, нет возможности проводить проверки, но сделать анализ освоения бюджетных средств администраторами бюджетных программ с тем, чтобы правильно оценить ситуацию и учесть при формировании бюджета города на следующий год, мы можем. Для рационального распределения бюджета города на 2014 год на примере Отдела внутренней политики, Отдела занятости и сопрограмм, Отдела культуры и развития языков был проанализирован порядок финансирования проектов неправительственных организаций через администраторов бюджетных программ, выявлены потребности и возможности, по каким критериям проходит отбор проектов неправительственных организаций.
Хотелось бы сказать о работе постоянной комиссии по делам молодежи, образования, культуры и спорта под руководством молодого, но опытного депутата А. Б. Ломакина. Он взаимодействует с молодежным крылом партии «Жас Отан», Темиртауским молодежным клубом, который он возглавляет, с другими общественными объединениями, так как их всех объединяет одна общая цель – делать как можно больше добрых дел для страны, для народа, для молодежи и подрастающего поколения. Особое внимание уделяется работе детских дворовых клубов по месту жительства для детей и подростков. Постоянная комиссия подсчитала, что существующие секции и кружки для детей и подростков, молодежи не могут вместить всех желающих. И вопрос был решен положительно! Благодаря усилиям депутатов открыты новые секции и кружки для детей и подростков, выделены средства для оплаты труда тренеров.
В нашем календаре немало знаменательных дат, когда все мои коллеги, депутаты, в эти дни не оставляют без внимания пожилых людей, ветеранов войны и труда, поздравляют их с Днем Победы, Днем пожилых людей, с Днем Первого Президента.
Можно очень много говорить о работе маслихата в целом, о роли депутатов для процветания нашего города, улучшения качества жизни горожан. Моя депутатская деятельность неразрывно связана с деятельностью других депутатов. Наши успехи в любом деле нас радуют и вдохновляют, неудачи огорчают и дают возможность проанализировать ошибки и двигаться вперед.
Вообще, за эти годы накопилось много интересного, в том числе и большой опыт работы, у городского маслихата есть своя история, которая найдет отражение к книге, посвященной работе нашего депутатского корпуса. Книга готовится к выходу, ее выпуск посвящен 20-летию маслихатов.

Светлана Логинова

Добавить комментарий