Дорожное движение на новый лад

С учетом все возрастающего количества автомобилей и, соответственно, пополнения в рядах автовладельцев, вступление в силу 19 октября нового закона «О дорожном движении» вызвало большой общественный резонанс. Нововведения обсуждают на всех уровнях, спорные вопросы публикуются в самых разных источниках, от интернет-блогов в интернете до местных СМИ. И что же нового несет нам новый закон?

Доверяй, но проверяй!
Одно из самых обсуждаемых нововведений – необходимость регистрации доверенности. При проведении оперативно-профилактических мероприятий, согласно закону, у вас могут запросить стандартный перечень документов: права, техпаспорт, страховка, техосмотр и доверенность. Но доверенность нужно будет зарегистрировать, например, в ЦОНе, так как с 20 октября 2014 года вступило в силу Постановление Правительства РК № 888 «Об утверждении Правил регистрации и учета лиц, которым транспортные средства переданы во временное владение и пользование». Также, с октября месяца можно понести ответственность за отсутствие регистрации доверенности на авто, это нарушение будет подпадать под статью Административного кодекса «Нарушение иных требований, предъявляемых к участникам дорожного движения». Наказанием за это нарушение может быть предупреждение, либо штраф в размере 926 тенге (1/2 МРП).
Начальник управления Комитета административной полиции МВД Казахстана Канат Садвакасов сообщил, что на данный момент разрабатывается система электронной базы данных и системы дистанционной регистрации доверенностей.
— Мы должны знать, кто управляет автомобилем, — пояснил Канат Садвакасов. — Сейчас множество нарушений фиксируются камерами на дорогах. Однако, собственник авто может заявить, что это не он управлял авто в момент нарушения, тогда он укажет, кто был за рулем, и мы по базе посмотрим. В случае подтверждения перенесем штраф на водителя.

«Пока пусть не боятся!»
Еще одно спорное новшество – норма о парковках вдоль дорог. Согласно новому закону «О дорожном движении», запрещается остановка и стоянка автомобилей на дорогах и улицах, где отсутствует специальный, разрешающий остановку и стоянку, знак. Однако, как заявил председатель Комитета административной полиции МВД РК Игорь Лепеха, норма о парковках вдоль дороги пока останется прежней.
— Если желтой линии вдоль магистрали нет, если знака «остановка запрещена» нет, могут останавливаться, — прокомментировал глава административной полиции МВД РК. — Пока все будет так же, просто сейчас мы отрабатываем с местными исполнительными органами механизм. Пока пусть не боятся. Предположительно, новшество будет в последующем урегулировано либо законодательными поправками, либо подзаконными актами.
Несмотря на обещание пока не наказывать водителей за нарушение этой нормы, прицитируем ее полностью (на будущее, так сказать). Итак, запрещается стоянка:
— в местах, где запрещена остановка;
— на дорогах и улицах населенных пунктов, кроме специально отведенных для этого мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками и указателями;
— на эстакадах, мостах, путепроводах;
— вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных дорожным знаком «Главная дорога»;
— ближе пятидесяти метров от железнодорожных переездов;
— механических транспортных средств с работающим двигателем в населенных пунктах, если это создает неудобства жителям;
— на клумбах, газонах, детских и спортивных площадках.
Осталось дождаться отведения специальных мест для парковок и обозначения их соответствующими знаками и указателями…

Основания для остановки
В новом законе детально прописано, на каком основании полицейские имеют право останавливать автотранспорт для проверки. Итак, согласно пункту 1, основаниями остановки транспортного средства по требованию сотрудника органов внутренних дел являются:
— нарушение водителем транспортного средства требований настоящего закона и (или) правил дорожного движения, в том числе зафиксированное техническим средством фиксации нарушение правил дорожного движения;
— работа по розыску угнанных, похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий, иных преступлений, связанных с использованием транспортных средств;
— необходимость предоставления транспортного средства (…);
— проверка у водителя документов (…) на стационарных постах полиции, а также при проведении оперативно-профилактических мероприятий;
— проверка документов на перевозимый груз на постах полиции и контрольно-пропускных пунктах. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне постов полиции с целью проверки документов на перевозимый груз;
— выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
— необходимость опроса водителя и (или) пассажира (пассажиров) об обстоятельствах совершения дорожно-транспортных происшествий, административного правонарушения, преступления, очевидцами которых они являются;
— регулирование дорожного движения.
Согласно пункту 2, «остановка транспортного средства по требованию сотрудника органов внутренних дел по основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, запрещается». Все просто.
Кстати, в статье 23 нового закона есть пункт, согласно которому, выход водителя и пассажиров из машины без разрешения полицейских, а равно невыход из нее по их требованию, карается штрафом в 9 260 тенге (5 МРП). По словам руководства МВД, эта норма была принята с целью обеспечения минимальных гарантий безопасности для сотрудников полиции.

Не больше 100 км/час
Что касается движения по загородным трассам – ранее говорилось о ограничении скорости до 130 километров в час, но в одной из статей нового закона указанно, что на казахстанских дорогах, при отсутствии раздельных проезжих частей дороги, устанавливать скорость движения транспортных средств свыше ста километров в час нельзя.

Аэрография – под запретом
Придется любителям разрисованных автомобилей забыть обо всех этих художествах на капотах и «крыльях», так как новым законодательством введен запрет на трехмерные рисунки, или аэрографию. Кроме того, нельзя эксплуатировать технику, которая по причине неисправностей создает угрозу безопасности дорожного движения и окружающей среде.

Кроме А, В, С и D появились категории ВЕ, СЕ и DE
В новых категориях дополнительные буквы означают, что обладатель таких прав имеет право управлять машиной соответствующей (В, С или D) категории, оборудованной прицепом. Из абсолютных новшеств в этой статье – подкатегории:
А1 — мотоциклы, трициклы, квадроциклы и мопеды с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
В1 — трициклы и квадроциклы;
С1 — автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг; автомобили подкатегории С1, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
D1 — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8, но не более 16 сидячих мест помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории D1, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
При этом категория А разрешает управлять транспортными средствами подкатегории А1 и подкатегории В1, но только если транспортное средство отличают мотоциклетная посадка или руль мотоциклетного типа, категории В — подкатегории В1 (теперь уже если нет мотоциклетной посадки или руля мотоциклетного типа), категории С — подкатегории С1 и так далее.

Право на права
В новом законе разъясняются правила получения водительских прав, процитируем этот важный раздел:
« 1. Лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста и имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, после соответствующей подготовки допускаются к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами.
2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:
— транспортными средствами подкатегории А1 — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
— транспортными средствами категорий А, В и подкатегорий В1, С1 — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
— транспортными средствами категории С и подкатегории D1 — лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста, имеющим стаж работы водителем не менее трех лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории С1, не менее одного года;
— транспортными средствами категорий D, Tm и Тb — лицам, достигшим двадцатипятилетнего возраста, имеющим стаж работы водителем не менее пяти лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории D1, не менее трех лет;
— составами транспортных средств категорий ВЕ, СЕ, DE — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий В, С или D в течение не менее двенадцати месяцев;
— составами транспортных средств подкатегорий С1Е, D1E — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий С, D либо подкатегорий С1, D1 в течение не менее двенадцати месяцев.
3. К сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами категорий В, С, а также подкатегории С1 допускаются лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Национальные водительские удостоверения указанным лицам выдаются по достижении ими восемнадцатилетнего возраста».
Отдельно отметим, что теперь запрещено управление транспортными средствами на основании международных или иностранных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской или иной трудовой деятельности. Другими словами, иностранцы, которые хотят работать водителями на территории Казахстана, должны получить казахстанские права. Кстати, на права теперь можно официально сдавать не только на «механике», но также на «автомате», правда, в правах будет значиться соответствующая отметка.

Продолжение читайте в следующем номере.

Обзор подготовила
Светлана Логинова

Добавить комментарий