Оставили свой след в творчестве

К 80-летию Караганды из областного музея изобразительного искусства специально для первой в этом году выставки Темиртауского историко-краеведческого музея была привезена коллекция картин под названием «Золотая коллекция имен». В сборник работ вошли картины репрессированных художников, выдающихся казахстанских мастеров и основателей карагандинской школы живописи.

Музей изобразительного искусства существует уже более 25 лет, а в его фондах собранно более 10000 работ известных мастеров Казахстана и стран СНГ.
— Мы постарались собрать здесь те работы, которые могли бы включить в золотой фонд именитых художников, все из них широко известны и имеют заслуженные регалии. Например, тут представлены художники России, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Югославии и т.д., — рассказывает о выставке заведующая научно-фондовым отделом музея Даниля Кадыргулова.
На выставку сотрудниками музея было представлено несколько десятков работ, в том числе, отдельной ее частью, стали скульптурные работы от мастеров А. Билыка, А, Болюха и Ю. Гуммеля.
Многие Российские художники сами оставались на территории Казахстана, будучи очарованными живописной природой нашего края. Например, Николай Хлудов, который участвовал в экспедицях в качестве топографа. Он настолько полюбил степи, горы и ландшафт, что решил остаться здесь в Казахстане.
Особенно хочется отметить работы репрессированных художников. Первыми из которых стал Владимир Эйферт.
Живописец. Педагог. Видный деятель культуры. Специальное образование получил в Высших художественно-живописных мастерских в Астрахани. В начале войны его как немца по национальности высылают в Казахстан, Карагандинскую область, затем переводят в Караганду, где он и его жена многие годы состояли на учете в спецкомендатуре. В Караганде, на окраине, Эйферт устраивается работать художником-оформителем при клубе шахты им. Кирова. Там же — организует изостудию, которую посещали все желающие, из числа которых ряд стали художниками: Г. Гилевский, А. Цой и т.д. Также, посетители выставки могли увидеть автопортрет Эйферта, созданный им под конец своей деятельности. Еще одним репрессированным Казахстанским художником был представлен Павел Фризен, художник-педагог высокой квалификации. Родился на Украине. Художественное образование получил в Харькове и Москве. Работал преподавателем рисования в Краснодаре и Мелитополе. Осужден в 1935 г., отправлен в КарЛАГ, где пробыл 11 лет. Работал художником в отделениях КарЛАГа: Карабас, СХОС. После отбытия срока остался в Караганде, где многие годы руководил городской изостудией при ДКГ.
Особенно акцентируют внимание организаторы на произведениях 20-30 гг. Ведь изобразительное искусство Казахстана – это его основание и историческая летопись. Забытая Караганда тех лет, осталась практически только на картинах.

Кирилл Жданов

Добавить комментарий