О Федоре Гафнере в роли Кунаева и «стальных леди»

Работники комбината приняли активное участие в съемках фильма «Путь лидера» и пришли на премьерный показ в городской Дворец культуры. По мнению тех, кто помогал в организации съемок и находился со съемочной группой весь световой день, «Путь лидера» стал самым масштабным и самым интересным кинопроектом из всех, что когда-либо снимали на территории комбината.

Съемкам фильма предшествовала грандиозная подготовительная работа. Киношники очень долго определяли, что и с каких точек нужно снимать, как расставлять свет, какой подбирать реквизит. Тщательно сверяли факты, «копались» в комбинатовском архиве, архиве городского музея, встречались с ветеранами труда, слушали их воспоминания. Смотрели на фотографии прошлых лет, и изготавливали из дерева внешне похожий на исторические вещи реквизит. К примеру, трибуну для торжественного митинга в честь первой плавки чугуна.
Работники комбината снимались только в массовых сценах. На определенные роли, в том числе, эпизодические приглашали профессиональных актеров. Правда, и на комбинате нашли человека, который, по мнению режиссера, оказался очень похож на Динмухамеда Кунаева. Бывший председатель профкома АГП Федор Гафнер пришел, чтобы участвовать в массовых съемках, но когда на него одели шляпу и плащ, все поняли, что он и Кунаев – практически одно лицо. Ему «нарастили» нижнюю губу, чтобы сделать подбородок полнее, и поставили под ноги ящик, когда он стоял на трибуне, чтобы сделать чуть выше ростом. Федор Гафнер стоял за той самой деревянной трибуной и махал рукой в знак приветствия участникам митинга.
Роли митингующих исполняли работники комбината. Всех вместе их было порядка 800. О том, что съемочная группа ищет участников массовки, было сообщено через СМИ. Людей просили приносить с собой вещи из бабушкиных сундуков, чтобы их можно было надеть и выглядеть правдоподобней. Ради съемок тех, кто не был занят в основном производстве, освободили от работы.
Кто-то из металлургов был равнодушен ко всему происходящему, у кого-то съемки на комбинате вызвали живой интерес. Не каждый день предоставляется возможность понаблюдать за работой кинооператора и режиссера, узнать, из чего сделан реквизит, понаблюдать за работой гримера. К примеру, раны у героев фильма, случившиеся после взрыва на домне, были очень правдоподобными. А огромные трубы ответственный за реквизит вынимал пачками. Они были очень легкими, потому их сделали из бумаги, но раскрашены так, что никогда не отличишь от настоящих.

Обо всем этом нам рассказали помощницы алматинских киношников – сотрудницы пресс-службы АМТ Наталья Высоцкая и Юлия Палазник. Именно к ним алматинцы обращались со всеми вопросами, связанными с проведением съемок. Пресс-службе, в свою очередь, помогал начальник производственного участка доменных печей Аскар Ахметов , хорошо знающий доменное производство. Он организовывал транспорт, помогал в обустройстве съемочных площадок, искал нужного человека из цеха, особенно, если его нужно было отснять срочно, в тот же день, когда эта идея пришла в голову режиссеру.
Когда алматинцы снимали сцены аварии в доменном цехе, пресс-служба была рядом. Съемщики поджигали резиновые шины, от них валил черный дым, и в таких экстремальных ситуациях надо было обеспечить безопасность всех участников действа (хотя для всех 120 гостей изначально был проведен инструктаж по технике безопасности). Когда снимали сцены первой плавки чугуна, контролировать процесс было еще сложнее. Искры от раскаленного чугуна киношникам казались чем-то вроде холодного фейерверка, и они старались подойти как можно ближе. Категорическое «нет» алматинцы услышали, когда оператор решился на экстремальную съемку: ему хотелось снять проезжающий поезд сверху и для этого, когда локомотив приблизится, резко поднять подвесную съемочную площадку вверх…
— Мы заходили на территорию комбината с раннего утра, и уходили вечером, когда уезжала последняя машина со съемочным реквизитом, — рассказывает Юлия Палазник. – В основном, съемки вели в доменном цехе. Одну из сцен снимали в КХП. Весь съемочный процесс оказался очень сложным и трудоемким, и требовал от нас огромного терпения. Каждую сцену снимали по 8 -10 раз, и актерам нужно было дублировать каждое движение. Случалось, что один эпизод для фильма снимали в течение целого дня.
Ахметов не только помогал в съемках, но и рассказывал алматинцам, и в том числе, Нурлану Алимжанову, сыгравшему главную роль, о том, что такое домна, и какие процессы в ней происходят. Алматинцев одели полностью «по форме» — в спецодежду и спецобувь, выдали очки, и респираторы. Их они просили в первую очередь, и очень удивлялись, как металлурги могут работать в таких непростых условиях.
После того, как съемки закончились, алматинцы, делясь впечатлениями о Темиртау, говорили, что поражены стойкостью и выносливостью металлургов, и отмечали, что никогда не смогли бы работать на металлургическом комбинате. Еще они хвалили своих помощниц — Наталью и Юлию, и даже пригласили работать на киностудии в Алматы. Режиссер Рустем Абдрашев говорил, что видит в двух «стальных леди» огромный потенциал, потому что далеко не каждому под силу выдержать бешеный ритм и специфику работы киношников.
Премьерный показ фильма в пресс-службе ждали с нетерпением — хотелось посмотреть, что стало итогом их почти полуторалетнего сотрудничества с «Казахфильмом».
— Когда я посмотрела фильм, у меня появилось чувство гордости за то, что я тоже работаю на нашем комбинате, — говорит Юлия Палазник. – И это ощущение причастности к чему очень достойному и масштабному было очень приятным.
— Фильм превзошел все наши ожидания, — делится Наталья Высоцкая. — Мы думали, что он будет излишне политизированным, но на самом деле оказался очень человечным и душевным. И еще мы всегда мечтали, чтобы в нашем архиве были панорамные съемки с большой высоты. Чтобы посмотреть, какой он сверху, наш комбинат. И в этом фильме такие съемки были использованы. Мы смотрели на эту махину, оценивали масштабы нашего комбината, и у нас появилось огромное чувство гордости за тех людей, которые его отстроили. Эта на первый взгляд невыполнимая задача оказалась под силу обыкновенным, реально существующим людям, с которыми мы встречаемся каждый день!

Наталья Прончатова
Фото предоставлены
пресс-службой АМТ

Добавить комментарий