Желаем социально ответственных решений!

Первая забастовка на нашем предприятии вызвала широкий резонанс в обществе. Об акции протеста металлургов Казахстанской Магнитки, а ныне АО «АрселорМиттал Темиртау» заговорили по всему миру. Солидарность в борьбе металлургов и профсоюза «Жактау» «АрселорМиттал Темиртау» в вопросе защиты справедливых требований по росту заработной платы выразили металлурги Украины, Центральный Совет горно-металлургического профсоюза России, Международная Конфедерация Профсоюзов, объединяющая в своих рядах 175 млн. членов и другие крупные профобъединения.
Таким неординарным способом, как забастовка, темиртауские металлурги попытались привлечь внимание владельцев компании к своим требованиям, основное из которых — повышение заработной платы. С момента забастовки прошло уже почти две недели. Сегодня, на страницах профсоюзного еженедельника, мы постараемся резюмировать полученные результаты.

Итак, 30 июня т.г., сразу на следующий день после предупредительной забастовки металлургов, состоялось заседание представителей Правления «АрселорМиттал Темиртау» и членов забастовочного комитета, было решено просчитать предложения сторон в плане повышения тарифов и окладов: по предложению Правления на 7,4% + 2,6% и Профсоюза – на 7,4% + 10%. После этого была проведена еще одна встреча членов забастовочного комитета с делегированным от Правления директором по персоналу Д.В. Павловым. Однако, решение по-прежнему не найдено, хотя определенные подвижки сторонами сделаны: Правление предложило дополнительно «простимулировать» материально 1665 человек, заработная плата которых менее 70 тыс. тенге. Требование профсоюза осталось прежним 7,4 % инфляционных выплат в полном объеме и 10% повышение тарифов и окладов с 1 января 2012 года. Встречное предложение профкома заключалось в предложении разделить повышение на 10% на 2 этапа – 5% с 1 января т.г. и 5% с 1 июля т.г. После этого стороны разошлись, чтобы вновь просчитать свои предложения.
Между тем, дискуссия вокруг и около забастовки развернулась широко. Мнения в обществе кардинально разделились. И если рядовые казахстанцы горячо поддержали акцию протеста металлургов, выражая свою симпатию и поддержку на многочисленных форумах, то власти осторожничают, а Правление по-прежнему не желает менять свою позицию, хотя по мнению Профсоюза, не смотря на заявления о кризисе и падении рынков сбыта у стального магната г-на Миттала есть возможность для удовлетворения требований трудового коллектива. Широкая дискуссия о нерешенном трудовом споре металлургов и Правления «АрселорМиттал Темиртау» развернулась на состоявшемся 5 июля в Астане в рамках Дней горно-металлургического комплекса Казахстана III Съезде работников горно-металлургической промышленности.
Сторону Правления «АрселорМиттал Темиртау» неожиданно поддержал первый вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау, который считает неправильным проведение металлургами забастовки с требованием повышения зарплаты на АО «АрселорМиттал Темиртау» в период угрозы падения цен на металлургическую продукцию. «Это не нормальный процесс, он должен идти в рамках законодательства. Призыв профсоюзов трудовому коллективу в условиях, когда есть угроза падения цен и спроса на наши основные товарные экспортные группы, говорить в таком жестком режиме о повышении зарплаты — это не совсем правильно», — сказал Рау в ходе пресс-конференции в рамках третьего горно-металлургического конгресса в Астане.
Он отметил, что ранее было принято трехстороннее трудовое соглашение: «Надо отвечать за взятые на себя обязательства, можно условно говорю ругаться, когда коллективной договор обсуждается, когда мы согласовываем отраслевой коэффициент, у нас были острые полемики, но когда мы подписали трехстороннее соглашение, если профсоюзы говорят о том, что и это в соглашение записано, если работодатель не нарушает трехстороннее соглашение, тогда не применяются крайние меры акций», — подчеркнул вице-министр. По его мнению, сейчас казахстанские предприятия охвачены цепной реакцией. «Стоило на одном предприятии под определенным давлением увеличить (зарплату) и пошла цепная реакция», — заключил Рау.
Первый вице-премьер Казахстана Серик Ахметов считает недостаточными усилия казахстанских профсоюзов по предупреждению трудовых конфликтов на казахстанских предприятиях.
«Вопросы предупреждения и разрешения трудовых споров в первую очередь это относится к работодателям и профсоюзам. Не может предприятие находиться в постоянном споре по тем или иным вопросам, профсоюз также должен быть ответственен с работодателем за ситуацию, которая складывается», — сказал Ахметов, выступая на III съезде работников горно-металлургической промышленности Казахстана.
«Трехсторонние отраслевые соглашения заключены, они не выполняются!», — возмутился он. Вице-премьер привел пример трудового спора, который происходит сейчас на АО «Арселор Миталл Темиртау», подчеркнув, что «в классическом варианте это нормальное явление».
«Всегда в коллективах и профсоюзах будут недовольные уровнем заработной платы. Работодатель всегда будет ставить вопрос о том, что это должно быть поэтапное решение вопроса. Тем не менее, точки соприкосновения, точки решения этого вопроса как раз лежат в вопросах мирного урегулирования, не доводя до конфликтов, до каких-то предупредительных забастовок», — пояснил он свою мысль.
Одновременно Ахметов упрекнул Республиканскую ассоциацию горнорудных и горно-металлургических предприятий (АГМП) в пассивности при разрешении этой ситуации. «Ассоциацию создали (…) и она должна пользоваться поддержкой в трудовых коллективах. Николай Владимирович (Радостовец, исполнительный директор АГМП), ваш актив, опытные люди, они также должны быть делегированы и находиться как раз в процессе решения таких трудовых споров. А не со стороны трибуны Астаны, допустим, об этом говорить, давать рекомендации. Сколько раз вы были на металлургическом комбинате? По-моему, вас там не видели, я имею в виду представителей ассоциации», — заметил вице-премьер.
«Надо также не забывать, что мы живем в условиях рынка и профсоюз он также (…) должен участвовать в антикризисных программах предприятий. И в то же время работодатель он должен вникать в те процессы, которые происходят в трудовых коллективах. Перекосов не должно быть», — продолжил он.
Ахметов напомнил, что горняки и металлурги были одними из первых в истории независимого Казахстана, кто начал заключать отраслевые соглашения. «Некоторые из них не выполняются, которые предусматривают повышающие тарифы коэффициенты для работающих во вредных условиях сотрудников. Я хотел бы сказать, в данном отношении здесь необходимо поставить и очень серьезную ответственность, социальную ответственность всех сторон, во-первых, перед коллективом, перед предприятием, перед тем городом, в котором они живут и, конечно же, перед страной», — подчеркнул Ахметов.
В свою очередь, председатель профсоюза трудящихся горно-металлургической промышленности Казахстана Асылбек Нуралин констатировал, что «переговорный процесс не всегда способствует своевременному урегулированию социальной напряженности из-за чрезмерно растянутых этапов согласования предложений отраслевой комиссии со всеми работодателями отрасли, особенно в вопросе увеличения повышающего отраслевого коэффициента».
«Сегодня данный показатель — единственный для профсоюзов регулятор уровня зарплаты, законодательно принятый в Казахстане. Необходимо добиваться, чтобы он работал на опережение, а не принимался по итогам активных протестных действий на местах», — заявил профсоюзный лидер. Он напомнил, что в мае этого года на Анненском руднике корпорации «Казахмыс» работники, «не дождавшись официально намеченного повышения оплаты труда, применив противоправные действия, выдвинули ряд требований, в том числе — по увеличению зарплаты в два раза», которое «после недолгих переговоров было удовлетворено».
«Противоположная картина наблюдается на «Арселор Миталл Темиртау», где профсоюзный комитет с октября прошлого года в полном соответствии с законодательством страны пытается разрешить трудовой конфликт, также касающийся зарплаты, однако сторона работодателя до сих пор не идет ни на какие компромиссы, что реально грозит обострением социальной напряженности в трудовых коллективах этой компании со вполне предсказуемыми последствиями», — отметил Нуралин.
По его мнению, «положительный исход в первом случае в сопоставлении со вторым убеждает работников в эффективности проведения стихийных акций, и поэтому настраивает их именно на данный метод, несмотря на угрозу применения при этом санкций со стороны правоохранительных органов». «Данная проблема, ставшая в последнее время характерной для большинства отраслей, требует широкого аналитического разбора и рассмотрения на уровне республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству, с обязательным участием первых руководителей крупного и среднего бизнеса для принятия кардинальных решений», — отметил Нуралин.
Ахметов после его выступления призвал профсоюзы и работодателей в вопросе установления отраслевых коэффициентов принимать «обязательное для всех решение». «Почему ENRC будет повышать на 20%, Казахмыс — на 30 %, а они (Арселор Миталл) там на 5-10 %? Должен быть какой-то стандарт, и его должны придерживаться все стороны, вот тогда у нас будет консенсус во всех отношениях. А вы хотели, чтобы на Анненском руднике не выходили люди из шахты, что ли? Или, допустим, сколько будет продолжаться вот это молчаливое несогласие, так сказать, с работодателем на «Арселор Миталл Темиртау»? Поэтому мининдустрии, как министерство курирующее данную отрасль, должно вместе с отраслевым профсоюзом, вместе с работодателями сегодня если надо в правительстве сесть и по полочкам прямо разложить все!», — заявил первый заместитель премьера.
«Я первых руководителей (компаний) прекрасно знаю всех, они готовы на подписание этого, если будут четкие, понятные правила игры, но нужно делать это для всей отрасли, а не для тех, кто покладист к отраслевым профсоюзам. Должны быть четкие, ясные, понятные правила игры», — заключил он.
На III Съезде работников горно-металлургической промышленности Казахстана одобрено принятие повышающего отраслевого коэффициента минимальной оплаты труда на предприятиях горно-металлургического сектора в размере 1,8. Об этом сообщил исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец на пресс-конференции по итогам III Съезда работников горно-металлургической промышленности Казахстана.
«Мы очень серьезно поговорили о той ситуации, которая возникла на «АрселорМиттал» в части конфликта. Все эти годы у нас вопрос разрешался без так называемых забастовок. На «АрселорМиттал» ситуация, я уверен, нормализуется», — сказал Н.Радостовец. Он подчеркнул, что законодательство Казахстана позволяет решать любые вопросы между работодателями и работниками путем переговоров.
Отраслевой коэффициент оплаты труда металлугам будет повышен до 1,8. Сегодня мы планируем подписать повышающий коэффициент в размере 1,8, и это будет дополнительное повышение заработной платы нашим работникам!» — заявил председатель профсоюза трудящихся горно-металлургической промышленности РК Асылбек Нуралин, касаясь вопроса трудового конфликта, происходящего на предприятии АО «АрселорМиттал Темиртау»: «В настоящее время, средняя заработная плата по отрасли составляет 100 тыс тенге, что никак не может соответствовать уровню оплаты работников , занятых в тяжелых вредных условиях труда.
Очевидно, что пробная забастовка металлургов не осталась без внимания в самых высоких кругах власти. И то, что благодаря ее проведению на проблему оплаты труда работников вредных и опасных профессий обратили особое внимание, о чем свидетельствует решение о повышении отраслевого коэффициента оплаты труда до 1,8, очень обнадеживает. Решение о том, состоится ли на комбинате бессрочная забастовка или удастся решить вопрос без нее, все еще напрямую зависит от итогов последней встречи забастовочного комитета и Правления АО «АрселорМиттал Темиртау».

В. Шепеленко

Добавить комментарий