Будем бороться за достойную зарплату!

При проведении конференции трудовых коллективов трех департаментов компании основными аргументами нашего требования о повышении заработной платы были наличие прибыли за прошлый год и успешная работа предприятия в текущем году. Этого вполне хватает для того, чтобы произвести увеличение зарплаты сотрудникам АО «АрселорМиттал Темиртау».

Нам известно, что предприятие в 2010 году отработало с прибылью. Тот факт, что она была, руководство компании не отрицает. Для выплаты второй части индексации, компания должна была предоставить в профсоюз «Жактау» данные, свидетельствующие об успешном финансовом окончании прошлого года.
В этом году, картина на производстве еще более радужная. Если взять основные показатели за 10 месяцев текущего года, то по сравнению с аналогичным периодом прошлого года у нас наблюдается рост в 100 000 тонн как по агломерату, так и по коксу, жидкой стали и отгруженному прокату. Производство наращивается, есть спрос на продукцию, хорошая цена, значит, и прибыль будет выше.
На одном из совместных заседаний с профсоюзным комитетом 2 года назад экс-генеральный директор предприятия Франк Паннир говорил о том, что «если будет пирог, то мы будем делиться». Так почему же половина «хорошего пирога» прошлого года ушла акционерам, а вторую было решено потратить на инвестпроекты? Почему трудовому коллективу, труд которого непосредственно принес прибыль, не досталось и крошки?
Господа Павлов и Федосеев без зазрения совести демонстрируют диаграммы роста заработной платы, которая на сегодняшний день не способна покрыть все потребности рабочего. Давайте разбираться. За три года рост заработной платы, по официальным данным, составил 29,54 %, а рост инфляции в стране, на основе которой проводилась индексация, – 23,5 %. Таким образом, рост зарплаты произошел всего на 6 %, да и то, по большому счету, связан с переходом на новую систему оплаты труда, в рамках которого молодым сотрудникам были произведены надбавки за выслугу лет.
Еще один довод правления – низкая выработка готового проката на одного работающего. Но, позвольте, для ее увеличения необходимо повышать уровень механизации и автоматизации, проводить модернизацию оборудования, а не бездумное сокращение численности рабочих! Во всем мире выработкой является производство валового продукта на одного работника. Согласно этой системе подсчета в 2009 году выработка американского рабочего была в 4 раза выше, чем казахстанского. Соответственно и зарплата у казахстанского работника должна быть меньше в 4, а не в 9 раз, о чем свидетельствуют цифры статистики.
По мнению правления, на сегодняшний день заработная плата на предприятии продолжает оставаться одной из самых высоких в области, а если так, то и повышать ее не имеет смысла. Господин Павлов не раз утверждал, что если бы работники предприятия были не довольны своей заработной платой, то давно бы уже уволились. Может и уволились бы, если бы комбинату была альтернатива, не идти же имеющим металлургические специальности продавцами или дворниками.
Да, в 2000 году зарплатой в 24000 тенге можно было гордиться. Она была на порядок выше, чем в других предприятиях, многие из которых не выплачивали заработанное своим сотрудникам. 24000 тенге вполне хватало и на оплату обучения детей, на приобретение вещей и продуктов, на поездки. Сейчас, как прежде, металлурги не могут похвастаться хорошей зарплатой, ее едва хватает на то, чтобы свести концы с концами.
Вернемся к диаграммам. Средняя заработная плата в текущем году составляет на комбинате 101 544 тенге. На производстве действительно есть те, кто получает такую зарплату и даже большую, но их единицы. Им понятен и доступен механизм того, из чего она складывается. Но, что если на нее взглянет, к примеру, электрик, механик или энергетик, работающий в 5 бригаде. Оплата в выходные, как и праздничные дни его не касается, ведь он работает строго по будням, совмещение и расширенная зона обслуживания, допустим, есть. Далее – поощрение из фонда генерального директора, как и премии за выполнение задания из фонда начальника цеха – отсутствуют. Доплата за работу по сменам – тоже. Так как тогда этим специалистам сравнивать свою зарплату со средней по комбинату?
То, что компания работает здесь уже больше 15 лет и не собирается «уходить» понятно. Ведь где еще можно найти дешевую рабочую силу, готовую трудиться без поощрений? В Японии, Великобритании и Штатах, является нормой благодарить своих сотрудников за хорошую работу. К примеру, в Японии, на большинстве предприятий постоянным работникам 2 раза в год из прибыли выплачиваются премии, размер которых порой достигает заработной платы за 6 месяцев. Вот это нормальный подход – делиться с теми, кто заработал, а не отдавать акционерам. Когда наступил кризис, акционеры не вкладывали в предприятие дополнительные инвестиции, а рабочие между тем согласились на 14 % сократить фонд оплаты труда. А теперь, когда производство безубыточно, правление думает только об акционерах, а не о рядовых сотрудниках.
И еще. Борьба за повышение на 30 % находится в самом разгаре, а многие специалисты, к примеру, ремонтный персонал, уже потеряли в заработной плате по 20-25 тысяч по причине ликвидации двух видов начисления 122 за недоштат и 123 за расширенную зону обслуживания. Аргументы у правления весьма существенные – мол, производство работает стабильно и с текущей штатной численностью, зачем платить больше? Да работает, но при этом многие вынуждены уходить по СДУ по причине нетипичных для металлургов заболеваний, таких как, к примеру, сахарный диабет и межпозвоночная грыжа. Ее можно объяснить только увеличением нагрузки на человека – там, где вчера едва справлялись трое, сегодня операции выполняются в одиночку.
Лишение 122 вида медленно, но верно приведет к тому, что у людей исчезнет стимул работать. При аварийной остановке оборудования или агрегата, работник без промедления ехал на работу даже ночью. Он знал, что ему платят за недоштат и расширенную зону обслуживания, это давало мотивацию оставаться устранять неисправность и во внеурочное время. Но теперь вряд ли стоит ожидать от работников полноценной отдачи себя производству, которое не ценит их труд. Господин Павлов уверяет, что для устранения внештатных ситуаций будут работать специально созданные комплексные бригады. Но все мы знаем, что пока эти специалисты будут разбираться в причинах поломки, оборудование будет простаивать, а производство снижаться.
Все вышеперечисленное давно подталкивает работников к решительным действиям. За достойную оплату своего труда они готовы идти до конца.

Ю. Баранов,
председатель профкома ЛПЦ-2

Добавить комментарий