Экскурсия на авиабазу им. Н. Абдирова

Экскурсии работников АО «АМТ» на авиационную базу 610 им. Героя Советского Союза Нуркена Абдирова, в/ч 50185, становятся традиционными, оставляют очень яркие впечатления, способствуют воспитанию патриотизма, расширяют кругозор, вызывают восхищение техникой и людьми, которые этой техникой управляют. 20 августа состоялась поездка на авиационную базу шести специалистов группы «Прогресс» совместно с членами семьи. Специалисты группы «Прогресс»: В.М. Сергушин, А.Б. Дусмагамбетов и Т.А. Усеев поделились с нами своими впечатлениями.

Авиабаза 610 отмечала в этот день свой 10-летний юбилей. В областном филиале НДП «Нур Отан» в Караганде проходили торжества, посвящённые юбилею. Здесь и состоялось первое знакомство с лётчиками. Командиров и лётчиков эскадрильи награждали грамотами и памятными подарками от начальника штаба ВВС РК. Генерал-майор авиации, первый командир авиачасти, поздравил лётчиков и рассказал о памятных событиях из истории авиачасти. На празднование юбилея съехались представители других авиационных полков, представители министерства обороны РК. Все они участвовали в подготовке к параду, посвящённому Дню Конституции РК в Астане 30 августа. По окончанию торжественной части экскурсия продолжалась на аэродроме, который находится в аэропорту «Сары-Арка» г.Караганды. Здесь была представлена военная техника, самолёты. Можно было посидеть за пультом управления , почувствовать себя в роли штурмана или пилота. Здесь же было представлено оборудование и вооружение самолёта, экипировка лётчиков. Можно было осмотреть все истребители, примерить шлем. В восторге были и взрослые, и дети.

Была предоставлена возможность посетить тренажёр, который используется для подготовки пилотов и максимально приближен к реальным полётам. Тренажёр установлен в прошлом году, аналогов ему очень мало в СНГ, это – новейшая техника. Даже находясь вне кабины, просто стоя рядом и наблюдая, получаешь ощущение реальности полета и качку. А когда пилот выполняет боевой заворот или «бочку», то ощущаешь нагрузки на вестибулярный аппарат. И надо иметь крепкий вестибулярный аппарат, чтобы выдержать всё это, даже стоя рядом. Реальная карта местности на экране загружена до деталей, мы видим Карагандинский аэропорт, водоёмы, деревца, дороги, Самаркандское водохранилище и т.д. Полное ощущение реальности, компьютерные игрушки просто не выдерживают сравнения с тренажёром по воссозданию реальной обстановки.
Некоторым экскурсантам предоставили возможность посидеть в кабине тренажёра, это было очень интересно. Лётчики продемонстрировали на тренажёре учебный бой, в ходе которого были успешно сбиты два самолёта противника.

Территория части и здания на ней находятся в образцовом порядке, посажено много цветов, всё ухожено и благоустроено. Очень познавательными, наглядными и содержащими много информации, были стенды о вооружении самолётов. Пилоты и техники авиабазы рассказывали, показывали, объясняли, отвечали на вопросы, всё было организовано на высоком уровне.

Это был своеобразный День открытых дверей, который дважды в год проходит на авиабазе. Во-первых, это прикосновение к легендарным самолётам, которые стали культовыми, как СУ-27, на котором советский ас Виктор Пугачёв выполнил знаменитую «кобру», практически никто в мире до сих пор не смог повторить её ни на каком другом самолёте. Или СУ-25, которые прошли испытания в Афганистане. Не зря их называли «грачами», эти штурмовики практически «выклёвывали» душманов из их лазов, помогая советским солдатам в выполнении интернационального долга. Это и знаменитые самолёты МиГ-31Б, многофункциональные истребители-перехватчики четвёртого поколения, которые явились продолжением МиГ-25. Рассчитанные на двух пилотов, они могут одновременно вести бой с 12 самолётами противника, будь это французские «Миражи», или американские Ф-15, Ф-16. Это многоцелевая машина, способная выполнять абсолютно уникальные вещи, о которых мы только в книгах читали. В создание этих самолётов вложен труд миллионов людей, они представляют собой сгусток, концентрацию военных технологий, разработанных на пике развития их в Советском Союзе, ими до сих пор восхищаются военные США, Франции, Англии, Германии и т.д.

Специалистам группы «Прогресс» был показан учебный самолёт «L-29 «Дельфин», это самолёт, на котором курсанты становились летчиками, с которого всё начиналось, и была возможность сравнить, оценить прогресс в создании военных самолётов. Развитие ВПК в СССР, тянуло за собой развитие других отраслей, прежде всего металлургии – получение новых сплавов, более лёгких, более прочных. Создание обмундирования для лётчиков, выработка сверхпрочных пластмасс, эффект сверхпроводимости для приборов, мониторы, которыми оснащаются современные истребители, система катапультирования, система газа, система вооружения. С одной стороны это сложнейший пульт управления, с другой – настолько там всё автоматизировано, что участие пилота – это констатация каких-то данных, минимальное вмешательство человека: взлёт, полёт, посадка, пуск ракет. Практически всё сводится к я.

Это действительно легендарные самолёты. Знакомство с этими машинами, реальное прикосновение к ним, стало незабываемым событием для мальчишек, увлечённых этой техникой — крылатой, мощной, красивой. Огромное впечатление они произвели и на взрослых — изящные стремительные линии, сочетание многофункциональности и современного дизайна, красоты и пользы, идей конструкторов и их практического воплощения. Яркие впечатления от общения с лётчиками, реально использующими эту технику для охраны нашего мирного неба. Задачи перед ними стоят большие — воздушное патрулирование нашего небесного пространства от разного рода вторжений. Огромная благодарность этим людям от всех нас. Спасибо Н.Н. Марфутенко – руководитель кружка юных авиамоделистов в нашем городе, чтоб помогает осуществлять эту связь с комбинатом. Он неоднократно был инициатором и организатором экскурсии лётчиков на комбинат. Много лет Николай Николаевич бьётся над идеей организовать в городе школу технического творчества детей. Генерал-майор авиабазы пообещал ему свою помощь. Увлечение техникой начинается в детстве, об этом говорят воспоминания плеяды советских конструкторов. Увлечение планеризмом было массовым, из этих мальчишек вырастали Туполевы, Илюшины, Антоновы, Лавочкины. По примеру воинской части неплохо было бы и комбинату, где трудятся сотни инженеров, внедряются новая техника и технологии, поддержать стремление детей работников комбината заниматься техническим творчеством, с детства закладывая основы профессии конструктора и инженера. Это одно из предложений группы «Прогресс» после экскурсии на авиабазу. Специалисты группы «Прогресс» со своей стороны готовы оказать содействие в создании Клуба технического творчества детей. Оценивая результаты поездки в авиационную часть, они говорили не только о том, что, безусловно, их кругозор расширился. Но и о своём восхищении концентрацией инженерной мысли, совершенствованием военной техники. Они получили заряд положительной энергии, мысленный рывок вверх: нет предела совершенству, всегда можно сделать ещё лучше, надо искать, работать, изобретать, идти вперёд. Следует сказать о том, что В.М. Сергушин проходил службу в военно-космических частях, на Байконуре, А.Б. Дусмагамбетов – служил в военно-транспортной авиации, Алматы, 76 военно-воздушная армия. Они вспомнили годы службы, тема военной авиации им близка и понятна. У них есть желание встречаться с лётчиками и в будущем. А работникам комбината они очень рекомендуют совершить такую экскурсию. В целях военно-патриотического воспитания подрастающего поколения следует организовывать экскурсии на авиабазу для школьников, для детей работников АО «АМТ».

Говорят, что подготовка военного лётчика стоит столько же, сколько и новый военный самолёт. Это – колоссальные средства! А возможность созерцать современную военную технику, общаться с летчиками – это впечатление на всю жизнь, и для кого-то – напутствие или направление на будущую профессию.

Г.Кабанова

Добавить комментарий