Обряд рождения

В городском музее накануне Наурыза, 18 марта, юных горожан знакомили с обрядами и традициями казахского народа, связанными с рождением. Ведущая, научный сотрудник музея С.П. Трещова, подробно рассказывала о традициях и обрядах при рождении ребёнка, их смысле и значении.
Когда в семье появлялся долгожданный ребёнок, наследник –  это был большой праздник. Народная мудрость гласила: «Дом с детьми – это богатство, дом без детей – это могила». Считалось настоящим проклятием, если в семье не было детей. Естественно, что к женщине, которая ждала ребёнка, относились по-особому. Во-первых, её оберегали, старались угодить. Но от неё требовали выполнения запретов, которые сегодня кажутся смешными, например: беременным женщинам запрещалось есть верблюжатину – срок беременности увеличивался до 12 месяцев; запрещалось есть рыбу – ребёнок родится немым.
Когда ребенок рождался, надо было открыть всё пустующее, что было в доме закрыто и завязано – женщина открывала сундуки, развязывала узелки, открывала посуду. После рождения, всё в обратном порядке закрывалось.
В юрте, где должен был родиться ребёнок проводили обряд, который назывался «Состязание с казаном» (Жарыс қазан).
Следующий обряд называется разрезанием пуповины (Кіндік кесу). Право разрезать пуповину доверяли очень достойной женщине, которая в будущем была для ребёнка вроде крёстной матери. Разрезанную пуповину бережно хранили.
Новорожденного заворачивали в кусок старой ткани, – кусок ткани от бабушкиной юбки или дедушкиных штанов. Таким образом они оберегали младенца и передавали ему свои лучшие качества. В течение трёх дней младенец находится в этих пелёнках, до отпадения пуповины. На третий день после рождения соблюдался обряд Ат қою, ребёнку давали имя. Наречение ребенка именем с отрицательным значением предполагало обман злых сил, сохранение малыша от сглаза или других бед. Кто-нибудь из старших членов семьи или почётный гость на ушко трижды повторял ребёнку его имя.
Существовал обряд «Укладывание в колыбель» – Бесікке салу. По традиции ребёнка укладывали в колыбель на седьмой день. Колыбель ребёнка считалась священной вещью в юрте, её передавали по наследству.
В обиходной жизни казахского народа цифры семь, девять, тридцать, сорок один – считаются благодатными и сакраментальными. В связи с этим, существует официальный обряд «қырқынан шыгару». Этот день можно считать днем рождения ребенка. Только после 40 дней ребенок полностью приспосабливается к внеутробной, самостоятельной жизни. По обычаю, не принято смотреть на новорожденного ребенка до сорока дней. Суть обряда заключается в купании младенца в сорока одной  доле (ложке) воды. Для этого заранее готовят чашу и ложку (по возможности, лучше приобрести новое). В эту чашу кладут сорок одну монету – символ богатства, сорок один кумалак – катышек (можно использовать сорок одну фасолину) символ сытной и долгой жизни – все тщательно промытое. Приглашенные гости, это женская половина родственников и друзей, с наилучшими пожеланиями младенцу, наливают сорок одну ложку воды в чашу, купают ребенка, приговаривая заветные пожелания и наставления. Обязательное условие, чтобы при купании, омыть каждый участок тела ребенка, иначе участок, не смоченный водой, будет уязвимым и болезненным. Затем малыша осторожно поливают водой из чаши пожеланий, при этом неплохо, если на него вместе с водой посыпятся монеты  и кумалак.
Главная задача всех этих обрядов рождения в том, чтобы они помогали ребёнку выжить, несмотря на все невзгоды. И ещё одна мысль обязательно запомнится всем участникам встречи в музее: «Хоть шесть лет голодай, но обычаи отцов соблюдай!».
Г.Кабанова

Добавить комментарий