Нелегкие женские судьбы

Накануне праздника мы рассказываем о женщинах-работницах комбината, тех, кому приходится работать в тяжёлых условиях КХП, кто добросовестно выполняет свои нелёгкие обязанности, отличается трудолюбием, дисциплинированностью, терпеливо переносит трудности. К сожалению, на комбинате есть такие места, где несут свою нелёгкую вахту женщины. Давайте узнаем, в чём они нуждаются, какие у них проблемы.
Оксана Николаевна Жигулина машинист грейферного крана тушильной башни №1.
Оксана Николаевна на КХП человек незаменимый, за нею могут приехать домой ночью на дежурной машине, если случится авария. Даже в свои выходные дни она не чувствует себя свободной: сиди, Оксана и жди, за тобой могут приехать!
Использование старых, отработавших свой срок вагонов, в которых кокс поступает на тушение в тушильную башню, приводит к тому, что мелкие частицы вымываются водой, заполняют приямок или отстойник, который и должна «чистить» с помощью своего грейферного крана О.Н. Жигулина. Шлам грузится в вагоны и увозится на обогатительную фабрику. Кроме того, она чистит ежесменно железнодорожные пути, по которым ездит электровоз.
В 1989 году Оксана окончила училище №28 по специальности «обогатитель широкого профиля», но свободных мест на фабрике не было и её взяли на сортировку в КЦ-1, она работала на рампе, а потом научили работать на грейферном кране и теперь уже много лет её задача – чистка приямка от шлама. Условия труда Оксаны тяжёлые, но когда решался вопрос о ЛПП, её рабочее место посчитали работой на свежем воздухе: пары фенола, выделяющегося при тушении кокса, не в счёт.
Оксана беспокоится о подготовке смены на своём рабочем месте, огорчается, что молодёжь не идёт сюда работать из-за тяжёлых условий и низкой заработной платы. Личная жизнь Оксаны сложилась счастливо. Её муж Игорь Михайлович работает тоже на КХП газовщиком. Сын Вячеслав, 18 лет, учится в техникуме, дочь София, 5 лет, посещает детский сад. Всей семьёй они отдыхали в прошлом году в Манкенте.
Всем женщинам Оксана желает здоровья, счастья, любви, чтоб женщины не работали в таких вредных условиях, как на коксохиме, чтоб мужчины были заботливыми и внимательными не только 8 Марта.
Анна Николаевна Кутлинская и Роза Васильевна Шульдайс – рамповщики коксового цеха.
А.Н. Кутлинская работает на КХП с 1997 года, до этого работала в лаборатории на СПП. Конечно, работа рамповщика и лаборанта кардинально отличается, но СПП закрыли и пришлось искать перевод. Р.В. Шульдайс на КХП работает с 1991 года. Окончила училище по специальности «электрогазосварщик», 3 года отработала по этой специальности.
Коксовый цех – это горячий цех, кокс выходит из коксовой печи с температурой 1200 градусов, после тушения – 80 градусов. Летом возле рампы высокая температура, зимой – пары, круглый год запахи фенола и кокса. Убирать приходится подрамповый конвейер, делают это во время цикличной остановки. Это труд лопатой. Раньше рамповщики относились к Списку №1 – рампа находится на самой грязной стороне коксовой батареи. Рамповщики имеют 2 разряд, соответственно низкую зарплату. Питьевую воду приходится приносить самим, туалета нет, на обед бегают в столовую, боясь, что за это время может что-нибудь произойти. В «будке» рамповщиков можно только согреться, нет даже розетки, чтоб чай согреть. Хотелось улучшения бытовых условий.
Муж А.Н. Кутлинской Дмитрий Владимирович Драчук тоже работает на КХП – более 27 лет машинистом загрузочной машины, ветеран комбината. У Р.В. Шульдайс взрослые дети: дочь Наталья занимается воспитанием внучки Оли, сын Альберт окончил КГИУ, работает в городе, зять работает в конвертерном цехе.
В канун праздника А.Н. Кутлинская и Р.В. Шульдайс желают всем женщинам семейного благополучия.
Анна Владимировна Крыгина – бункеровщик коксового цеха. Окончила училище №29, специальность у неё вполне женская –  работала на чулочно-носочной фабрике. Но произошло сокращение, и в 1995 году она оказалась на КХП. Профессии бункеровщика её обучали на месте: с бункеров с помощью погрузочных механизмов она загружает кокс в вагоны, просыпь при этом убирает лопатой, приходится работать в условиях высокой запарованности.
А.В. Крыгина имеет несколько специальностей: рамповщик, бункеровщик, оператор. Бытовка, в которой находится Анна Владимировна во время загрузки кокса, сколочена из досок и частично обшита подручным материалом, в ней дует из окон и двери, а поскольку из-за запарованности и запылённости при работе ничего не видно, то приходится открывать окно. Пары фенола «едят» глаза, а отгрузка происходит прямо перед лицом. Свой участок она очищает от снега и кокса.
Нагрузка такая, что время на обед не всегда находится, часто даже чай попить некогда. Если доменщики кокс не принимают, то он весь идёт в бункера, тогда ей приходится его отгружать непрерывно.
К спецодежде у Анны Владимировны есть нарекания – продувается, очки запотевают, в них ничего не видно. Респираторы намокают от дыхания, а потом замерзают.
Анна Владимировна гордится своим рабочим коллективом: на коксовых печах работает 35 человек, из них только 5 женщин. Мужчины относятся к женщинам уважительно и помогают в работе. Она уверена, что оборудование пора менять – оно отработало свой срок, освещение на рабочей площадке требуется улучшить.
Её муж, Юрий Владимирович, работает люковым на коксовых печах, сейчас временно замещает сортировщика кокса. У них подрастает дочь Татьяна, 13 лет, ученица 7 класса.
Анна Владимировна увлекается чтением книг, журналов, газет, информацией из интернета. А ещё у неё хобби – вязание крючком и спицами.
Всем женщинам на 8 Марта она желает благополучия в семье.
Нина Степановна Титова – тоннельщик коксового цеха. Приехала в Темиртау к старшему брату с Урала, устроилась работать на комбинат в 1977 году. Год проработала на сортировке кокса, потом 14 лет на рампе, 6 лет на КБ-5 тоннельщиком, 10 лет слесарем, и снова тоннельщиком уже на КБ-7. Опытный работник, с большим стажем, пользуется уважением и авторитетом в коллективе. Работа тоннельщика очень ответственная: смотреть за газовой аппаратурой, «ершить» её вовремя, чистить, мыть соляркой, регулировать подачу газа на батарею. Были у неё неординарные ситуации, были травмы, но никогда не терялась и справлялась. Раньше работали 4 человека, сейчас – двое, тяжело приходится, всё громоздкое, большое. Не зря ведь раньше на пенсию в 45 лет уходили, сейчас все льготы отменили. Получает лечебно-перофилактическое питание. Спецодежду хотелось бы такую, чтоб пот впитывала, в тоннеле работать жарко, а спецодежда, как брезент. Респиратор-лепесток тоже намокает, дышать нечем. Как-то в качестве эксперимента получали другие респираторы, они были значительно лучше. Очки тоже хотелось бы другие, потому что они запотевают, когда выходишь из тоннеля, а протрёшь их – они тускнеют. Но  самое главное, очень нужен Нине Степановне прорезиненный брезентовый фартук, особенно, когда моет газовую аппаратуру.
Народу на коксовых печах не хватает, нагрузки возросли, а зарплата по-прежнему низкая. Своими бытовками Нина Степановна довольна – условия хорошие.
Муж её, Александр Иванович, тоже в коксовом цехе работает слесарем по гидравлике. Дочь Маша замужем, внучкеОленьке 1,5 года. Сын Михаил работает вахтовым методом. Свободное от работы время Нина Степановна занимается с внучкой, а ещё увлекается вязанием. Своим коллегам она желает здоровья и повышения зарплаты.
Г.Кабанова

Добавить комментарий