Александр Бойко: «В театре нельзя предложить зрителю лучший дубль, как в кино»

Артиста-вокалиста Карагандинского академического театра музыкальной комедии Александра Бойко называют любимцем публики и одним из самых работоспособных артистов. По словам Александра, выкладываться каждый день на репетициях — необходимость, ведь в театре нельзя предложить зрителю лучший дубль, он будет судить о спектакле по тому, что увидит на сцене.
О том, из чего должна состоять жизнь артиста, чтобы он был успешным, Александр Бойко рассказал читателям нашей газеты.

— Александр, Вы – оперный исполнитель. Для промышленного города и региона это почти экзотика. Вы выросли в Караганде или приехали в этот город?
— Обычно, когда у меня об этом спрашивают, я отвечаю, что родом из Казахстана. Я родился в Целиноградской (ныне Акмолинской) области, в селе Астраханка. Потом родители переехали в Чимкент, и долгое время мы жили в этом городе. После окончания музыкального училища я уехал в Алматы, поступил в Алматинскую государственную консерваторию имени им. Курмангазы, девять лет жил в южной столице. Потом меня пригласили в Караганду, на работу в театр музыкальной комедии. И я работаю здесь вот уже 15 лет.
— Кто Вас пригласил?
— Амантай Темирбаевич Ибраев, директор театра. Он бывал в консерватории, потому что учился там, заходил в те классы, где проводил студенческое время, и там мы с ним встретились. Он «сватал» меня с третьего курса. Но первый опыт работы на сцене я получил во время учебы в консерватории – пел в оперном театре, выходил как артист в детских спектаклях. А после получения диплома год работал вокалистом-стажером в ГАТОБ им. Абая.
— Чтобы стать оперным певцом, нужно иметь талант от рождения. Как его распознать? Может, одаренные дети все время что-нибудь напевают?
— У моей мамы есть музыкальное образование, она окончила музучилище как дирижер-хоровик. Когда я подрос, мама работала в музыкальной школе, преподавала фортепиано. А я учился по классу аккордеона. В средней школе, на уроках музыки, педагог услышала, что у меня есть голос, и давала мне сольные места. А в старших классах решила создать вокальный ансамбль, и мы — пять юношей пели в этом коллективе. После школы, как я уже говорил, поступил в музыкальное училище, два года отслужил в армии. После вернулся в училище, окончил его и поступил в консерваторию.
— О вас говорят, как об очень работоспособном артисте.
— Чтобы показать зрителю все, на что способен, и чтобы зритель тебе поверил, нужно приложить определенные усилия. Когда я готовлю роль, не стараюсь заучивать текст, мне важно составить диалог с партнером, потому что я работаю на сцене не один. Бывает, вспоминаю, что где-то пропустил слово, смотрю в роль и вижу, что слово интересное. И его надо взять. Если слова не жаль, могу его выбросить или заменить другим, но чтобы не менялся смысл.
— Перед зеркалом не репетируете? На себя не смотрите со стороны?
— Сейчас нет. Когда учился, было. В программу обучения входили уроки актерского мастерства. Мы и пели перед зеркалом, и смотрели на мимику: лицо не должно искривляться, но в то же время должно быть живым. Сейчас я смотрю в зеркало, когда гримируюсь, создаю новый образ.
— Гримируетесь сами?
— Когда грим попроще – да. Сложный делает гример.
— Тонируете кожу, добавляете «красок»?
— Конечно, и глаза подрисовываем. Чтобы было ярче.
— На ваши спектакли в Темиртау приходит много металлургов. Вам было бы интересно сыграть для них непосредственно на производстве?
— Конечно. Металлургическое производство я видел только по телевизору. Хотя представление о промышленном предприятии у меня есть. Мой отец работал на шинном заводе, и я бывал у него не работе. Смотрел, как резина крутится, вальцуется, как она варится, как делают покрышки.
— Играть на сцене в цехе или, к примеру, под открытым небом сложнее?
— Конечно, могут помешать ветер, плохая погода. Но, в общем, другая сцена, другая обстановка – это всегда интересный опыт. А что касается зрителя — он везде одинаков, для каждого нужно выкладываться.
— Чтобы не уставать и всегда быть в тонусе, что должен делать артист?
— Я думаю, у каждого есть что-то свое. У меня утро начинается с зарядки, потом – чай или кофе, иногда слушаю новости. И иду на работу.
— Музыка фоном не идет с самого утра, может, включаете радио, телевизор?
— Нет, такого нет.
— У вас обычные рабочие дни, как и у всех?
— Да, мы приходим в театр с утра, со вторника по воскресенье, репетируем, поем, танцуем, проходим сцены.
— А после работы нет желания послушать чье-либо исполнение? Замечаете, если кто-то сфальшивил или ноту не дотянул? Или вы стараетесь ото всего отключаться?
— Дома стараюсь на этом не зацикливаться. Но если концерт интересный, и меня затягивает, смотрим вместе с супругой. Она тоже вокалистка. А пение я слушаю каждый день – старшая дочь учится в колледже им. Таттимбета, и дома все время напевает. Но у нее чистенький голосок, и она не фальшивит.
— Супруга работает с вами?
— Она раньше работала в театре, сейчас преподает в колледже им. Таттимбета. Мы познакомились в консерватории, в Алматы создали семью, там же родилась старшая дочь. Младшая – в Караганде, через две недели после того, как мы сюда приехали.
— Младшая дочь тоже поет, как и старшая?
— Нет, она поступила в Лингву, будет учиться на переводчика.
— Спортом в вашей семье никто не увлекается? Наверное, это хороший способ сменить обстановку и отдохнуть.
— Раньше я увлекался и футболом, и хоккеем, и в волейбол играл, и в баскетбол — хоть у меня и невысокий рост, но играл хорошо, за команду музыкального училища. Сейчас, если выпадает свободное время, стараюсь сделать дела по дому.
— Гастролируете много?
— Да. Каждый год ездим по Казахстану и России. Были в Томске, Оренбурге, Омске, Казани. Всего и не перечислишь.
— Где лучше зрители?
— Зрители везде разные. В Алматы нас хорошо принимают. В Байконуре встретили очень тепло.
— Этот город не показался необычным?
— Достопримечательностей там немного, мы походили по городу, сфотографировались с ракетой «Союз». Но на самой площадке, конечно, не были. От нее до центра города километров сорок.

Следующий спектакль, который Карагандинский театр музыкальной комедии привезет в Темиртау, – «Не может быть» по рассказу Михаила Зощенко. В 1975 году был снят одноименный фильм, но в спектакле, в отличии от кино, будет только третья часть – та, где “Володька Завитушкин женится”. Александр Бойко сыграет папашу невесты, которого в фильме исполнил Георгий Вицин. По словам артиста, во время репетиций перед глазами иногда «всплывают» образы киноактеров, но он старается их не копировать, а играть свое. Потому что зритель прочувствует героя вместе с актером, только, если он искренен на сцене.

Наталья Прончатова

Добавить комментарий