В. Щетинин: «Настало время оценить труд металлургов и горняков по достоинству»

1 августа в Городском дворце культуры прошла совместная конференция трудового коллектива стального и угольного департаментов АО «Арселор- Миттал Темиртау», по итогам которой приняты постановления с утверждением требований трудовых коллективов к правлению АО «АМТ» (главное требование — увеличение тарифных ставок и окладов на 30% с 1 июля 2017 г.), и об избрании и наделении полномочиями представителей работников для ведения переговоров с администрацией компании по разрешению коллективного трудового спора.

С основными докладами на конференции выступили председатель профсоюза «Жактау» Виктор Щетинин, председатель профсоюза «Коргау» Марат Миргаязов, исполнительный директор АО «АМТ» Вадим Басин. Выступления подготовили еще 15 делегатов. Доклад Вадима Басина оказался достаточно информативным. Исполнительный директор попытался разъяснить, как будет меняться политика компании, в том числе, в части оплаты и мотивации труда.
Делегаты говорили не только о том, почему считают актуальным вопрос повышения заработной платы, но и озвучивали проблемы подразделений, от которых были делегированы. Редакция «Магнитки плюс» запланировала публикацию ВСЕХ текстов выступлений в ближайших выпусках газеты, в надежде, что представители работников будут услышаны руководством компании.

В. Щетинин: «Рабочие часто задают этот
вопрос, но правление на него тактично не отвечает»

Председатель профсоюза «Жактау» Виктор Щетинин назвал вопросы повышения заработной платы и обсуждения проекта нового коллективного договора самыми актуальными в цехах комбината.
— Итоги работы стального департамента в 2016 году и первом полугодии 2017 года, неоднократные встречи с руководством по вопросу повышения заработной платы привели к необходимости проведения конференции трудового коллектива, где мы должны обсудить уровень сложившейся заработной платы, выдвинуть требования о ее дальнейшем росте. Тем более что рабочие говорят об этом на каждом «круглом столе» и во время «прямых линий», которые я провожу раз в квартал, — отметил председатель профсоюза.
Затем он обратился к цифрам. Участникам конференции была предложена презентация – с информацией о повышении цен на продукты питания, коммунальные услуги, а также показателях работы стального департамента АО «АМТ» в 2016-17 гг. Согласно приведенным данным, рост зарплаты металлургов никак не соотносится с ростом производства, и не поспевает за ростом цен на самое необходимое.

Производство чугуна в 2016 году достигло 3595 тыс.т., что является одним из лучших показателей за последние годы; стали произведено 3950 тыс.т., и это один из лучших показателей за 10 лет; отгрузка проката составила 3686 тыс.т., и стала лучшей за последние годы. Как следствие – была выплачена 13-я заработная плата и проведена индексация согласно положениям Коллективного договора.
Вместе с тем, заработная плата в 2016 году выросла всего на 9,6% по сравнению с 2015-м, и на 11,4% — по сравнению с 2014-м. В I полугодии 2017-го она увеличилась на 3,4%.

— Я думаю, нынешняя средняя зарплата по комбинату – около 170 тысяч тенге — это не тот уровень, которым можно гордиться металлургам, — добавил Виктор Щетинин.
Председатель профсоюза рассказал и о целях благотворительного фонда, созданного профсоюзом «Жактау»: средства выделяют работникам, в том числе, при проведении платных операций и длительных больничных. В ряде случаев металлурги не могут оплатить дорогостоящее лечение. К примеру, стоимость операции при ревматоидном артрите может составлять 1,2 млн. тенге, онкологических заболеваниях у детей – 1 млн тенге; глазных операций – 400-600 тыс. тенге; приобретение слухового аппарата обходится в 1 млн тенге. Как лечиться при таких расценках, если средняя зарплата составляет 169 тысяч тенге?
Виктор Щетинин отметил, что в презентации приведена только часть аргументов, основанных на росте производства, цен на продукты питания и услуг. По существу рост заработной платы не заметен по сравнению с ростом цен и падением уровня жизни.
— Я уверен, что в своих выступлениях вы (делегаты и участники конференции –авт.) на конкретных примерах и фактах убедите правление, что настало время оценить труд горняков и металлургов по достоинству, — отметил председатель профсоюза в завершении выступления.

М. Миргаязов: «Никто не убедит нас в том,
что нет возможности увеличить фонд оплаты труда»

Председатель профсоюза «Коргау» Марат Миргаязов напомнил, что в апреле 2017 года вопрос о повышении зарплаты шахтерам был поднят на расширенном заседании профкомов в Шахтинске. В соответствии с принятым решением «Коргау» обратился с письмом к гендиректору АО «АрселорМиттал Темиртау», который назначил своих представителей для переговоров. Но во время встреч сторона работодателя не проявила какой-либо конструктивной позиции и не пожелала представить никаких данных об экономической ситуации в компании. Таким образом, эти встречи не принесли результата, и переговоры были прекращены.
— Мы в очередной раз убедились, что компания не хочет соблюдать принципы социального партнерства. Поэтому сегодня мы собрались, чтобы официально, согласно Трудовому кодексу Республики Казахстан, выдвинуть требование коллектива АО «АрселорМиттал Темиртау» о повышении заработной платы. Успешная работа компании по выпуску и реализации металла дает нам на это право, — сказал председатель профсоюза. — Никто не убедит нас в том, что возможности увеличить фонд оплаты труда не имеется. При такой стоимости рабочей силы, при практически бесплатном угле наличие прибыли несомненно. Так пусть акционеры поделятся ею с теми, кто своим трудом обеспечивает выпуск продукции.
По информации «Коргау», плановая себестоимость угля на шахтах очень низкая – около 30 долларов за тонну.
— Причина в том, что в отличие от других производителей угля компания держит шахты на голодном пайке. На их развитие денежные средства в полном объеме не выделяют. Компания «АрселорМиттал Темиртау» находит им другое применение, принимает революционные решения о переезде управления угольного департамента в АБК бывшей шахты «Актасская». В результате «на ветер» улетают огромные средства — на капитальный ремонт и самого АБК, и здания ИВЦ, куда переедет учебный центр. В то же время решить вопрос по выплате шахтерам второй части индексации никто не захотел. Отменена доплата низкооплачиваемым работникам, — рассказал Марат Миргаязов. — Сегодняшняя конференция означает вступление с работодателем в трудовой конфликт, который должен идти в соответствии с процедурой, установленной действующим законодательством. Просьба к делегатам — высказать свое мнение для принятия решения нашей конференции.

В. Басин: «Трудового конфликта нет, есть разные подходы»

Во время своего выступления исполнительный директор АО “АМТ” Вадим Басин отметил, что нет смысла оспаривать цифры, озвученные профсоюзами, но представители работников должны учитывать и те сложности, которые есть у работодателя.
— Разные отрасли промышленности испытывают разное давление рынка. Например, у наших коллег неплохое ценообразование на цветные металлы. У нас есть такой показатель, как ожидаемая цена. Мы ожидаем, например, что тонна горячего металла будет стоить 280 долларов, а она оказывается 285, и на каждой тонне мы что-то приобретаем. В следующем месяце стоимость падает до 268, и на каждой тонне мы теряем. Такие колебания рынка происходят постоянно, — рассказал Вадим Басин. — И если мы сравним, к примеру, золотое время металлургии, 2004 год, цены тогда были в два раза выше, чем сейчас. А тенденции к возврату на прежние позиции нет.
Исполнительный директор сделал акцент на том, что трудового конфликта как такового нет, есть разные подходы к одному и тому же вопросу, а конференция предоставила возможность двум сторонам высказаться и озвучить необходимые данные.
— Профсоюзы просят повысить заработную плату всем на один и тот же процент, а компания хочет внедрить грейдовую систему оплаты труда, — пояснил Вадим Басин. – Эта система учитывает востребованность работника на рынке, его квалификацию, полезность для компании. К чему привела прежняя политика по увеличению зарплаты всем на один процент? Мы потеряли гидравликов, программистов, электронщиков- наладчиков и технологов. Они начали увольняться и уезжать, потому что почувствовали, что здесь им недоплачивают, а они востребованы на рынке. Я не за то, чтобы была какая-то дискриминация, но это объективная реальность: кому-то надо платить несколько больше, кому-то делать меньшую надбавку. Я это подчеркиваю, потому что грейдовая система не подразумевает того, что у одних заберут, а другим отдадут, как считают многие.
Г-н Басин добавил, что правление никак не нарушает условия Коллективного договора, и все, что касается увеличения заработной платы (индексация, 13-я зарплата за 2016 год), компания выполнила. Но тут же признал, что процесс обсуждения нового проекта колдоговора пока нельзя назвать успешным.
— У нас один из лучших колдоговоров в Казахстане, и все выплаты по нему проводит компания. Я понимаю, что переговоры по новому коллективному договору идут сложно, но это связано с тем, что мы впервые готовим единый колдоговор для трех департаментов компании. По некоторым пунктам мы нашли взаимопонимание, по некоторым нет. Но у нас еще есть время, и, я надеюсь, все спорные моменты мы снимем, — добавил руководитель.
Не все из сказанного исполнительным директором представители работников дослушали до конца. Информация о трудностях компании, а именно о том, почему у «АМТ» сформировался долг, и как это сказывается на экономической ситуации в целом, понимания не нашла. Вадима Басина прервали, что называется, на полуслове.

Долг компании сформировался при слиянии двух компаний, в связи с приобретением предприятий «Арселора». «Компания укрупнялась не просто так, а для того чтобы завоевать рынки, влиять на цены, сбыт продукции. И руководству компании это удалось сделать. Сейчас компания отдает эти деньги. Но, несмотря на это, мы вкладываем инвестиции», — объяснил Вадим Басин.

Большинство делегатов, выступивших с трибуны вслед за руководителем, отмечали, что компания «слишком долго просила потерпеть», и не считала нужным делиться прибылью с работниками даже в относительно благополучные годы. И такое же продолжительное время правление не хотело вникать в проблемы людей, связанные с обесцениванием их зарплаты – при одновременном увеличении нагрузки на рабочих местах из-за сокращений персонала. Еще один момент, который отметила часть выступавших – люди не видят реального результата от вложения инвестиций в цехах и шахтах, и не понимают, как распределяется прибыль компании – зарплату практически не увеличивают, производство не модернизируют. Работники выкладываются на «все сто», но в условиях высокого износа оборудования эти усилия не приносят должного результата, не улучшают показатели производительности труда, что напрямую сказывается на зарплате.

Сегодня информация о размере зарплаты горнорабочего очистного забоя, сталевара, горнового доменной печи находится в открытом доступе. Есть данные, сколько получают работники Магнитогорского, Череповецкого, Новолипецкого комбинатов. По словам Вадима Басина, соответствующий анализ для стального и угольного департаментов будет проведен уже в третьем квартале, с тем, чтобы в последние три месяца года увеличить заработную плату по указанному принципу. Увеличение зарплаты по грейдовой системе заложено и в фонд оплаты труда на следующий год. За первое полугодие 2017 года на индивидуальное повышение заработной платы технологического персонала затрачено 26 млн тенге. Эти деньги были выплачены в виде дополнений к зарплате (а не в виде повышения тарифов и окладов, что, по мнению многих работников, является главным минусом системы — авт.).

Наталья Прончатова

Продолжение следует.

От редакции: к сожалению, цифры в слайдах презентации, представленной правлением, были нечитаемы, поэтому не все приведенные данные мы смогли использовать в газетном материале.

Добавить комментарий