Как свернуть горы?

14 июня в Темиртау прибыл вице-министр энергетики РК Гани Садибеков. Он посетил несколько цехов комбината, а также шлакоперерабатывающий участок ТОО «АлбаСтройДор», переданный по программе аутсорсинга АО «АрселорМиттал Темиртау». Вице-министру рассказали о том, как можно эффективно использовать отходы производства, которые раньше были невостребованными, о продукции, выпускаемой компанией, и о работе, проведенной здесь за последние шесть лет.

Складирование – не лучший выход

Надо отметить, что 14-15 июня в Караганде Министерство энергетики проводило семинар-совещание на тему «Развитие отрасли по управлению коммунальными отходами в Республике Казахстан». Целью семинара был обмен опытом в сфере внедрения раздельного сбора, сортировки и переработки твердых бытовых и промышленных отходов. Поэтому неудивительно, что для посещения вице-министром было выбрано ТОО «АлбаСтройДор»: эта компания наглядно показала, что при желании можно пустить в дело тонны отходов. А ведь совсем недавно об этом можно было только мечтать.
Шлакоперерабатывающий участок (ШПУ) доменного производства был построен вскоре после ввода в эксплуатацию доменной печи в начале 60-х годов. Позднее здесь построили дробильно-сортировочный комплекс. Доменный и гранулированный шлак использовался для нужд металлургического комбината, частично – для нужд города, в качестве насыпного материала (для укрепления дамбы на реке Нура).
Щебень служил сырьем и для цеха железобетонных изделий. Но потребление шлака было ничтожно мало, и к 2010 году на отвалах АО «АрселорМиттал Темиртау» скопились миллионы тонн технологических отходов. По основным характеристикам они представляли собой ценное сырье для изготовления минерально-вяжущих и нерудных материалов. Тем не менее доля их утилизации составляла не более 30%. Складирование – далеко не лучший выход, оно экономически невыгодно и наносит вред окружающей среде. И решить эту проблему можно было только использованием безотходных технологий, когда отходы и побочные продукты одних производств являются исходными материалами для других.
Одна из областей применения отходов доменного производства – дорожное строительство. При использовании шлака для строительства дорог отпадает необходимость отвода новых земель под каменные и грунтовые карьеры, решается экологическая проблема разрушения ландшафтов. Благодаря дешевым и качественным материалам себестоимость строительства снижается на 35-50%, а долговечность полотна повышается более чем в два раза. Научными исследованиями установлено, что промышленные отходы, прошедшие термическую обработку, при прессовании катком цементируются с образованием монолитной плиты. Однако, несмотря на все преимущества, реализацией шлака никто не занимался. Огромные горы, которые давно могли бы принести пользу, лежали мертвым грузом. И эту ситуацию надо было менять.

Активное сотрудничество

В 2010 году АО «АрселорМиттал Темиртау» решило найти достойного партнера, готового в прямом смысле свернуть горы. Был объявлен тендер, который проводился в несколько этапов. Важно было, чтобы потенциальный подрядчик не только решал задачи по реализации шлака, но и не создавал угрозу работе доменного цеха, не допускал сбоя в технологической цепочке металлургического производства. В тендере принимали участие несколько компаний. В результате тщательного отбора выиграло ТОО «АлбаСтройДор». В 2015 году оно приступило к выполнению договорных обязательств и полностью оправдало ожидания АО «АрселорМиттал Темиртау». С 1 октября 2015 года не допущено ни одного срыва в работе ШПУ. Реализация шлака идет высокими темпами, увеличены объем переработки и ассортимент продукции. Ранее содержание шлакоперерабатывающего участка обходилось компании «АрселорМиттал Темиртау» в значительную сумму. С момента передачи его в аутсорсинг затраты на содержание практически аннулированы, а компания «АлбаСтройДор» получает прибыль. В настоящее время она успешно сотрудничает с цементными заводами и промышленными предприятиями Казахстана, рядом известных компаний, изготавливает брусчатку по госпрограмме возле поселка Долинка, участвует в государственной программе АО НК «КазАвтоЖол» по проекту «Центр-Юг», поставляя продукцию на пять участков строящегося автобама подрядчикам, сотрудничает с ведущими дорожными институтами страны. В результате такой активной деятельности большие территории освобождены от отходов, их количество существенно уменьшилось. Сегодня компания реализует гранулированный шлак, щебень разных фракций, щебеночно-песочные смеси и, что немаловажно, держит курс на зеленую экономику.
Кроме договорных обязательств руководство «АлбаСтройДор» с первых дней приступило к ремонтным работам производственных и бытовых помещений. Был обновлен парк автотехники, отремонтирован и дополнен дробильно-сортировочный комплекс. Монтируется передвижная дробильно-сортировочная установка для увеличения производства щебня. Весь трудовой коллектив, ранее входящий в штат «АрселорМиттал Темиртау» и переданный в аутсорсинг, не только сохранен в полном составе, но и пополнился новыми специалистами. Так, на 1 октября 2015 года в штате ШПУ было 99 человек, принято на работу еще 94 человека. На 1 мая 2016 года количество работников составляет уже 191 человек. Фонд заработной платы увеличился с 13 184 908,15 до 28 088 406,25 тенге. Для работников сохранены все социальные льготы, подписан Коллективный договор с профсоюзной организацией металлургов «Жактау».
У «АлбаСтройДор» большие планы: дальнейшее расширение производства, строительство складов для хранения сырья и готовой продукции, наращивание объемов переработки промышленных отходов доменного производства и увеличение ассортимента готовой продукции, расширение сферы применения продукции ШПУ и создание новых рабочих мест.

Кира Щербакова

Добавить комментарий