Секреты темиртауского теплоснабжения

На общественных слушаниях по повышению тарифов ТОО «Окжетпес-Т» прозвучало несколько высказываний, показавшихся нам интересными. Мы решили проверить, насколько они верны. Вот только докопаться до истины оказалось непросто.

Ответ для специалистов

Во время слушаний (участники которых были очень эмоциональны в своих высказываниях, подчеркивали, что не хотят быть обманутыми и просили разъяснений) один из жителей города сказал, что горячая вода, используемая для отопления города, это продукт утилизации ТЭЦ-2. В трубы закачивают ту горячую воду, которая остается после производства электроэнергии посредством пара и турбин. И вместо того, чтобы охлаждать воду в отстойниках и нести связанные с этим затраты, комбинат подает ее на город. То есть, специально для горожан воду не греют и соответствующих затрат не несут. Также на слушаниях было сказано, что на станции ведется нагрев грязной воды с примесью глины, и из-за чего расходуется больше угля, соответственно, возрастают расходы. Более того, грязная вода подается в трубы на город и забивает систему.
Мы решили выяснить, так ли все это на самом деле, и направили запрос в пресс-службу АО «АрселорМиттал Темиртау», надеясь на интервью с главным энергетиком комбината Владиславом Вовнянко – чтобы при необходимости сразу прояснить все, что остается непонятным. Вместо интервью мы получили ответ с описанием принципа работы ТЭЦ-2. Неизвестно, на каких специалистов ответ был рассчитан, только для нас, как и простых потребителей коммунальных услуг, он непонятен и, можно сказать, нечитаем. Вот начало ответа: «Горячая вода, которая используется на отопление и на нужды горожан, это вода, которая подается из канала Иртыш-Караганда по самотечному водоводу протяженностью 10,5 км в насосную станцию тех.воды Сергиополя, откуда насосами 18НДС по водоводам протяженностью 9 км подается на насосную станцию подкачки ХВО-3, далее такими же насосами на ХВО-3 ТЭЦ-2 по водоводам d – 500мм, затем проходит очистку и подается на станцию в турбинный цех для нагрева в бойлерах турбин, пиковых бойлерах и пиковом котле. Нагрев происходит паром, который вырабатывается котлами ТЭЦ-2». И еще: «Также на турбинах имеются конденсаторы, в которых охлаждается пар, полностью отдавший свою энергию на выработку эл. энергии, он охлаждается водой, которая подается из пруда – охладителя насосами 52В-17 по 2-м водоводам d-1800мм протяженностью 5 км на ТЭЦ-2. После отбора тепла в конденсаторах турбин, вода сбрасывается в канал и возвращается в пруд – охладитель» (орфография и пунктуация сохранены). Если кто-нибудь что-либо понял, он молодец. Но конкретного ответа на вопрос относительно глины мы так и не получили. Что касается нагретой воды как продукта утилизации ТЭЦ, то из небольшой, понятной не специалисту-энергетику части письма следует (хоть и без дополнительных пояснений), что воду для нужд города специально подготавливают, и комбинат несет соответствующие затраты, отраженные в тарифной смете.

Коррозия металла

Для того чтобы все же прояснить ситуацию, мы обратились к члену экспертного совета при Департаменте по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, участнику всех общественных слушаний по повышению тарифов Игорю Хомутову. Он объяснил принцип работы ТЭЦ более понятно. К примеру рассказал, что пресная вода подается на ТЭЦ после того, как проходит очистку от примесей и смягчение. Затем вода нагревается в бойлерах, выходит на магистральные сети и подается на город. И, конечно, «АМТ» несет определенные затраты для того, чтобы подать воду на город.
Но если воду для отопления очищают, почему в ней присутствует грязь? Как сказал Игорь Хомутов, из-за большого потребления городом воды, на который химводоочистка никак не рассчитана, комбинат не может подготовить качественную воду. Так в магистрали, а потом и в наши радиаторы попадает вода, не прошедшая полную очистку. Из-за этого взвеси оседают в магистральных и внутридомовых сетях, начинается коррозия. Кто отвечает за порчу городских сетей, проводимые по этой причине постоянные «раскопки», за то, что нам приходится с незавидной регулярностью менять стояки и радиаторы? А никто. Между городом и АО «АрселорМиттал Темиртау» нет никакого официального юридического документа, где было бы четко прописано, кто кому какой ущерб компенсирует и в каких размерах.
По словам Игоря Хомутова, причин, по которым на город подают некачественную воду, несколько. Одна из главных — отказ от закрытой схемы теплоснабжения: раньше на ней находилось более половины домов Темиртау. Что такое закрытая схема теплоснабжения? Наверное, старожилы еще помнят бойлерные, которые стояли во многих районах города. Они были предназначены для отопления и горячего водоснабжения, и от них были запитаны дома. Вода с ТЭЦ-2 шла только до бойлерной, там отдавала свое тепло, и возвращалась обратно. Объем воды, подаваемый ТЭЦ-2, был небольшим, благодаря чему воду могли хорошо подготовить, а станция без проблем выдерживала температурный график. Еще один плюс использования бойлерных в том, что горячая вода всегда была чистой, питьевого качества. В то время работали ТЭНы (трубчатые электронагреватели), которые нагревали чистую холодную воду, благодаря чему горячая вода была в городе даже во время опрессовок.
В 90-годы начались проблемы с оборудованием, и, чтобы не тратиться на ремонты, было принято решение перейти к открытой схеме теплоснабжения, то есть просто-напросто позакрывать все бойлерные и сделать так, чтобы сетевая вода сразу поступала в дома. Соответственно, объем воды, циркулирующий по сетям, стал огромным. А тут еще к ТЭЦ-2 присоединили соцгород, который раньше был запитан от КарГРЭС-1, из-за чего объем воды увеличился еще больше. Плюс сбросы с радиаторов и постоянные порывы. Кстати, во время слушаний ТОО «Окжетпес-Т» жаловалось потребителям на изношенность сетей. Только вот от жалоб легче никому не стало, а одним увеличением тарифов проблемы с отоплением точно не решить.
Убрать грязь из магистралей и вернуть прежнее хорошее теплоснабжение в дома можно, восстановив бойлерные. Начинать нужно с проектно-сметной документации, так как объем работ огромный. Возможно, где-то еще сохранилась старая документация, и это могло бы облегчить задачу. Потом нужно вложить средства в создание самих бойлерных. Но вместо этого жителям предлагают устанавливать титаны. А ведь на дворе уже не «лихие 90-е». За столько лет можно было вернуть теплоснабжению прежнее качество. Однако воз и нынче там.
После всего вышесказанного возникает вопрос: при чем здесь потребители? Почему на них сейчас пытаются переложить проблемы, которые никто даже не попытался по-настоящему решить?

21 июня состоялась пресс-конференция с представителями ТОО «Окжетпес-Т», в ходе которой были получены ответы на вопросы о горячем водоснабжении, порядке начисления платы за коммунальные услуги, борьбе с должниками и заключении договоров. Подробнее об этом читайте
в следующем номере.

Кира Щербакова

Добавить комментарий