И снова слушания

Повторные общественные слушания по повышению тарифов на коммунальные услуги ТОО «Окжетпес-Т» прошли 20 мая в ДЮЦ «Алем». Как и на первых слушаниях, атмосфера в зале была накалена до предела, прозвучали доводы и коммунальщиков, и потребителей, категорически несогласных с предложенными тарифами.

Старая песня о главном

На втором слушании кроме директора ТОО «Окжетпес-Т» Ерлана Утешева и главного инженера предприятия Сергея Пугачева присутствовал заместитель руководителя Департамента по регулированию естественных монополий (ДАРЕМ) по Карагандинской области Кенесбай Козганбаев. В самом начале, обратившись к присутствующим, он отметил, что обычно слушания по повышению тарифов проводятся один раз, но для Темиртау было сделано исключение. Далее слово предоставили директору ТОО «Окжетпес-Т», но еще до того, как он начал доклад, из зала послышались возмущенные возгласы:
— На каком основании вы директор? Кто вас утверждал? Вы делаете нас нищими!
Зал долго не успокаивался. Наконец, Ерлан Утешев смог зачитать свой доклад. Правда, ничего нового директор не сказал: показатель износа сетей высокий, сверхнормативные потери огромные, себестоимость услуг намного выше отпускных цен, затраты АО «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ) больше не покрывает, коммунальное предприятие убыточное, убытки составляют миллионы…
— Почему довели до такого состояния? – вновь раздался вопрос из зала в то время как директор перечислял потери.
Этот вопрос так и остался без ответа. А директор, тем временем, назвал статьи законов, которые позволяют изменить тарифы в сторону их увеличения. Вот только потребители не смогли перечислить законы, направленные против повышения платы за коммуналку, — ввиду отсутствия таковых.

Ничего лишнего?

После слово взял консультант при ДАРЕМ Игорь Хомутов. Он напомнил, что раньше город был запитан от ТЭЦ по графику 150/70 – так было в советское время. Сейчас текущий график – 102/70. Выходит, что тарифы собираются поднять, но теплее нам от этого не станет. Игорь Хомутов спросил, как планируется решать эту проблему?
— Вопрос очень серьезный. ТЭЦ-2, имея 6 котлов, не должна была обслуживать определенную часть города. Но в 2003 году были проблемы, мы пошли на это, подключились (имеется в виду подключение к ТЭЦ-2 соцгорода, который раньше был запитан от предприятия КарГРЭС – авт.). Подпиточной воды теперь идет больше. Из-за этого мы не можем нагреть воду по графику 150/70, — отметил главный энергетик «АМТ» Владислав Вовнянко. — Мы так никогда не грели, даже в советское время – не было смысла. Самое большее – около 130 градусов, и то в подвалах домов были смесительные системы, которые не позволяли такой горячей воде подниматься для использования. Вопрос в следующем: ТЭЦ-2 идет зимой на понижение выработки электроэнергии и греет воду пиковыми бойлерами. Мы пошли на расходы -1 млн. долларов и построили котел, который работает чисто на мазуте. Государство нам помогает – предоставляет социальный мазут, он чуть дешевле, чем на рынке. Вопрос был задан правильный: почему 102/70? Потому что именно столько мы можем потянуть. Поэтому тариф просим и мы, и «Окжетпес-Т». Ну, а на какие деньги мы будем решать проблему?
Но есть ли вина потребителей в том, что КарГРЭС не смогла обеспечить большой район города тепловой энергией, а в Темиртау так и не построили новую станцию, из-за чего жители города уже много зим подряд мерзнут в своих квартирах? Эмоции вновь захлестнули собравшихся. Люди рассказывали о своих мизерных доходах, которых часто не хватает на необходимое – и это при действующих тарифах. О каком повышении может идти речь?
— Мне только на лекарства нужно 30 тысяч, а у меня пенсия 38! И я должна отдать 25 тысяч, чтобы кормить вас? – негодовала жительница города.

Разумные доводы

Очень содержательной стала речь Светланы Джаналиной, которая все разложила по полочкам:
— Сумма тарифа за отопление, которую с нас сейчас просят, – 216 тенге за квадратный метр. Что в нее входит? 42% от этой суммы – тепло, получаемое с ТЭЦ-2. Остальные 58% хочет взять ТОО «Окжетпес-Т». Что входит сюда? 30% составляет заработная плата. Из чего она сложилась? А из того, что предприятие увеличивает зарплату работникам с 24 401 тенге до 163 тысяч тенге. Я понимаю: людям нужно работать, но не за такую же нереальную сумму! Где они таких специалистов взяли?
За что мы еще должны платить? Читаю в предоставленном предприятием пресс-релизе: «Ремонтные работы не учитывались в тарифах». По проекту на них заложили 547 миллионов тенге. Но ремонтные работы проводят сотрудники ТОО «Окжетпес-Т», получающие зарплату, которую в тариф уже заложили. Почему тогда статья «ремонтные работы» обходится в 547 миллионов?
Нам обещают улучшить качество подаваемых услуг. Сейчас все говорят, что оно отвратительное. Но как «Окжетпес-Т» будет повышать качество? У них что, в городе стоят свои котельные, очистные сооружения? Их задача – просто довести услугу до нас, потребителей, не потеряв при этом температуру, не ухудшив качество. Также читаю: «Отсутствие возможности теплоисточника ТЭЦ-2 выдерживать соответствующую температуру во время отопительного сезона». То есть «Окжетпес-Т» будет покупать некачественную услугу за сумму, которую, по правилу, должны платить за качество?
Светлана Джаналина отметила, что с тех пор, как соцгород подключили к ТЭЦ-2, прошло почти 20 лет. Но за эти годы никто из сменившихся акимов Темиртау не предпринял никаких действий, чтобы увеличить мощность станции или построить новый теплоисточник. А вину за плохой отопительный сезон постоянно перекладывали на жителей: то трубы у них забиты, то радиаторы.
В поддержку темиртаусцев выступил депутат городского маслихата Фарид Валеев, который отметил, что неправильно перекладывать все расходы на жителей, почти половину которых составляют пенсионеры и инвалиды. Государство должно принимать участие в решении коммунальных проблем. По словам депутата, накануне слушаний к нему подходили люди и просили не допустить значительного повышения тарифов. Иначе жить им будет просто не на что. Представитель ДАРЕМ, который, надо отметить, находился в зале вместе с народом, пообещал учесть все озвученные доводы и замечания. Теперь специалисты ведомства, независимые эксперты и Палата предпринимателей будут три месяца рассматривать заявку. И пока неизвестно, как решится судьба темиртауских потребителей.

Кира Щербакова

Добавить комментарий